При подготовке заключения также следует помнить, что за нарушения законодательства РФ в области экологической экспертизы эксперты могут привлекаться к уголовной, административной и материальной ответственности [2, Ст. 31-34]. К подобным видам нарушений относятся [2, Ст. 30]:
· нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
· необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
· фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
· сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Требования статей 30-34 Закона распространяются и на руководителей и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы в случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы [2, Ст. 25].
После общественной экологической экспертизы
Разумеется, ни проведение общественной экологической экспертизы, ни даже внесение изменений в проектную документацию не является конечной целью общественностью. Даже самые серьезные успехи, достигнутые на стадии экологической экспертизы, могут никак не повлиять на конечный результат. Возможно “ползучее” внесение изменений в проект заказчиком на стадии его осуществления (хотя это запрещено Федеральным законом “Об экологической экспертизе”), нарушение условий природопользования и т.п. Поэтому общественный контроль5 за осуществлением проекта и последующей эксплуатацией хозяйственного объекта является естественным продолжением действий по проведению общественной экологической экспертизы.
Финансирование общественной экологической экспертизы
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций/объединений, организующих и проводящих эту экспертизу [2, Ст. 29]. Источниками необходимых средств могут стать внебюджетные экологические фонды, добровольные пожертвования, гранты благотворительных организаций. Подробнее вопросы финансирования освещены в книгах Источники финансирования для российских общественных организаций. — М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1995 и Д. Даушев. Как просить деньги. — М.: Центр охраны дикой природы, 1996. (первое издание вышло в 1994 г.).
Заключение. Экологическая экспертиза — слишком поздно!
В заключение отметим, что возможности экологической экспертизы как инструмента влияния на принятие экологически значимых решений ограничены. Это связано не только с ограниченными правами общественной экспертизы, но и с местом экологической экспертизы, как государственной, так и общественной, в цикле подготовки проекта. Экспертиза проводится, когда проект полностью готов и практически все решения уже приняты заказчиком (проектировщиком), когда инерция этих решений уже очень велика.
Поэтому экспертной комиссии в большинстве случаев остается лишь согласиться с готовым проектом или полностью отвергнуть его. Хотя существует возможность отправить проект на доработку, на практике такая доработка, как правило, уже не может затронуть принципиальных проектных решений и часто носит “косметический” характер. Рассмотрение возможных альтернатив, сбор, анализ и учет различных мнений, позиций и предложений, организованные на этапе экспертизы, вряд ли могут повлиять на окончательное решение.
|