3) снижение активности мышечной системы (детренированность мышц);
4) изменения в опорно-двигательном аппарате (нарушения обменных процессов в костях);
5) биохимические сдвиги в организме.
4. Многофункциональность деятельности и высокая интенсивность профессиональной нагрузки.
Данные адаптогенные факторы сопровождаются выраженным напряжением и даже перенапряжением физических и психических сил учителей. Исследования показали, что, кроме собственно учебной нагрузки, составляющей 18–24 ч в неделю, от 28 до 32 ч уходит на внеклассную работу. Так, 12–15 ч в неделю занимает подготовка к проведению уроков. В результате продолжительность рабочего времени учителей составляет в среднем 9-10 ч в сутки и увеличивается на протяжении года. Сюда надо прибавить неблагоприятные социально-гигиенические условия жизни, работы и отдыха.
Утомление. О накоплении утомления у преподавателей к концу учебного года свидетельствуют как субъективные данные (чувство усталости, снижение мотивации, нарушение сна, головные боли), так и объективные. Отмечено ухудшение показателей условнорефлекторной деятельности, способности к концентрации и распределению внимания, скорости переработки зрительной информации, мышечной выносливости. Уменьшаются адаптационно-компенсаторные возможности сердечно-сосудистой системы. Обнаружено снижение концентрации в сыворотке адренокортикотропного гормона, соматотропного гормона, цинка. Повышено выделение катехоламинов. Выявлена тенденция к кумуляции скрытого, так называемого хронического утомления.
Что касается механизмов адаптации к соответствующей профессиональной деятельности, тут надо учитывать одновременное воздействие комплекса адаптогенных факторов на организм, поэтому может наблюдаться и перекрестная адаптация, и доминирующая адаптация к одному из факторов.
Возрастная адаптационная изменчивость.
Характер адаптации к профессиональной деятельности учителя в значительной степени зависит от возраста. По данным Н. А. Литвиновой, анализ корреляционных плеяд у преподавателей общеобразовательных школ разных возрастно-стажевых групп дает возможность выявить роль различных факторов в изменении функционального состояния:
1) у молодых педагогов (до 30 лет) ядро корреляционной плеяды содержит конституционально-типологические и социальные параметры и резко увеличивается количество связей, свидетельствуя о влиянии социальных факторов на скорость затраты функциональных резервов;
2) у более зрелых преподавателей (от 30 до 40 лет) корреляционная плеяда распадается на отдельные блоки, ядро составляет группа параметров нейродинамики, что свидетельствует о выраженном напряжении в нервно-эмоциональной сфере;
3) у учителей старше 45 лет отмечается полное рассогласование между физиологическими и психологическими показателями, что указывает на невозможность эффективно выполнять профессиональную деятельность.
Исследования функционального состояния организма учителей разных возрастных групп показали, что чрезмерное напряжение и срыв адаптационных механизмов могут привести к возникновению пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств, особенно в возрасте после 50 лет. Наиболее распространены функциональные нарушения нервной системы, которые проявляются в виде нейро-циркуляторной дистонии, неврастенического синдрома, развития тревожно-депрессивных состояний и т. п.
Профессиональная дезадаптация.
Одним из показателей профессиональной дезадаптации учителей является синдром «эмоционального выгорания». Благоприятным фоном для его развития является выраженный художественный тип восприятия окружающего мира, повышенная эмоциональность преподавателей. Этот синдром включает в себя целый ряд психологических, психосоматических и поведенческих отклонений. К основным его симптомам можно отнести:
1) эмоциональное самоограничение;
2) формирование специфических чувств, установок, мотивов, ожиданий;
3) негативный индивидуальный опыт на основе психологического стресса и развития дисфункций организма.
Существенную роль в проявлении этого синдрома отводят личностным (индивидуально-типологические черты характера) и социальным факторам. В исследованиях, проведенных в Италии и Франции, проверялась гипотеза, что синдром «выгорания» учителей частично определяется культурным контекстом выполнения профессиональной роли. Две репрезентативные выборки учителей из Италии (229) и Франции (217) заполняли опросник «выгорания», выделяющий три компонента этого синдрома. В итальянской выборке отмечались более высокие показатели эмоционального изнурения и неудовлетворенности личными достижениями, во французской – деперсонализации. При этом у мужчин был отмечен более высокий показатель деперсонализации по сравнению с женщинами.
Профессиональная патология.
Анализ состояния здоровья показал, что ведущими у учителей являются болезни органов дыхания, кровообращения и опорно-двигательного аппарата, на долю которых приходится 71,8 % всех случаев и 56,8 % всех дней нетрудоспособности. Среди заболеваний органов дыхания преобладают острые воспалительные процессы. Патологии сердечно-сосудистой системы чаще всего проявляются гипертонической болезнью и ишемической болезнью сердца. Заболевания костно-мышечной системы представлены в основном остеохондрозом, люмбаго, пояснично-крестцовым радикулитом. Болезни органов пищеварения составляют 6,3 % от всех случаев и 7,6 % от дней нетрудоспособности. Среди них наиболее часты хронические холециститы и холецистопанкреатиты. Заболевания нервной системы и органов чувств занимают пятое место в структуре заболеваемости, при этом в процентном отношении наиболее распространены лептоменингиты.
Перейти на страницу: 1 2 3
|