Глобальная экологическая проблема и врачевание знаний

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Глобальная экологическая проблема и врачевание знаний


Глобальный экологический кризис зашел уже так далеко, что катастрофические последствия его неизбежны, и речь может идти лишь об их смягчении. Смягчения удастся достигнуть только при наличии в мире «критической массы» высокообразованных людей, ясно понимающих существо проблемы и способных повлиять на общественное мнение. Однако наблюдения показывают, что большая часть наших сограждан, даже в академической среде, не сознают, что человечеству грозит экологическая катастрофа. Как правило, люди отмахиваются: в процессе антропогенеза, мол, неоднократно вставали серьезные проблемы, но когда приходило время, их успешно решали. Возможность появления нового качества, вызванного тем, что человечество превратилось в «основную геологическую силу» (В.И. Вернадский), отвергается.

Вместе с тем расширяется массовое проявление доверия к предсказаниям астрологов, экстрасенсов, колдунов, «контактеров» и прочих шарлатанов и лиц с больной психикой, интерес к древним восточным учениям, мистицизму и т. п.По-видимому, оба феномена взаимосвязаны, и их главная причина состоит в том, что в сознании большинства людей не сформированы способность и стремление к научному пониманию. Эти свойства являются важнейшими качествами личности. Они могут сложиться лишь в процессе многократного достижения понимания при обучении. Несформированность их в массовом сознании свидетельствует о неблагополучном состоянии данного процесса. В развитых западных странах ситуация не лучше: уже два десятилетия общественность этих стран обеспокоена наличием среди их коренного населения десятков миллионов функционально неграмотных. Умея писать, считать и читать, они не в состоянии разобраться в инструкции на рабочем месте, в расписании поездов, в руководстве по применению бытовой техники и т. п., то есть не приспособлены к жизни в современном обществе.

Очевидно, что в школе они не научились понимать.Понимание изучаемого материала зависит главным образом от двух факторов: педагогического мастерства преподающих (авторов учебников — заочно), то есть способности их продуктивно взаимодействовать с учащимися, и качества знаний. Первой проблемой систематически занимаются дидакты. Вторая же — беспризорна. Между тем анализ школьных и вузовских учебников, а также научно-популярных книг показывает, что их тексты не свободны от сущностных ошибок, противоречий и пробелов. Большинство из них — «долгожители».

Они существуют в течение десятилетий, а то и дольше.Вспомним, например, что в учебниках физики называют причиной движения самодвижущихся объектов (локомотива, пешехода, автомобиля). Ею называют силу трения, «приложенную» к ведущим колесам или подошвам со стороны дороги. Несостоятельность этого утверждения становится ясной, если воспользоваться энергетическим подходом. Когда автомобиль или человек ускоряется, растет его кинетическая энергия. Для того чтобы она росла, необходима, как принято говорить, «работа силы», равная (в случае постоянства силы) произведению силы и перемещения точки приложения силы в направлении ее действия. Однако перемещение в лучшем случае (если отсутствует проскальзывание) равно нулю, так как точка касания колеса — мгновенный центр вращения. Таким образом, сила трения причиной движения самодвижущегося объекта служить не может. Эта грубейшая ошибка кочует из учебника в учебник по меньшей мере с 1907 года (см. Кирпичев В.Л. «Беседы о механике»; книг, изданных ранее, я не смотрел). Аналогично причиной прыжка с места называют реакцию опоры, на которой стоит человек. Но опять-таки очевидно, что работа этой силы равна нулю, так как опора неподвижна.Некоторые авторы чуть ли не рисуются тем, что не знают значений используемых ими слов. Например, можно прочитать:«Важно понимать, что физике сегодняшнего дня неизвестно, что такое энергия…»«Что такое энергия? Этого я не знаю…» «Но сколько бы вы ни настаивали на точном определении силы, вы его никогда не получите!» «1.2. Что такое информация? …Вопросительным знаком, завершающим заголовок, мы удостоверяем, что точного ответа на поставленный вопрос не существует… Информация является первичным и не определяемым в рамках науки понятием.» Очевидно, что материал, пораженный подобными дефектами, принципиально недоступен для понимания, сколь бы высокими ни были педагогическое мастерство преподавателей и технологии обучения.

Перейти на страницу: 1 2