Таким образом, ликвидация стереотипных ошибок в учебных и научно-популярных книгах является одним из необходимых условий формирования способности и стремления к научному пониманию, то есть подготовки людей к осмыслению и принятию экологического императива. Иными словами, необходимо «врачевание знаний». Какими средствами можно достигнуть этого?Обращение к справочникам, словарям (в том числе, энциклопедическим), сборникам терминов, рекомендованных Комитетом научно-технической терминологии Академии наук, и даже терминологическим ГОСТам бесполезно — они содержат те же ошибки, противоречия и пробелы, что и учебники. Попытаемся, например, выяснить, что такое энергия, открыв «Физическую энциклопедию» (т. 5, 1998). Там помещены подряд две статьи одного автора: «Энергии сохранения закон» и «Энергия». В первой сказано, что энергия — «важнейшая физическая величина», во второй — что она «мера». Однако это ничего не объясняет, так как статей «Физическая величина» и «Мера» в «Физической энциклопедии» нет. Зато в «Большой Советской энциклопедии» (3-е изд., т. 16) написано, что мера — «философская категория», а меры (в метрологии) — «средства измерений»… Таким образом, для обнаружения и устранения ошибок нужны другие средства. Известны ли они?Да, их можно найти в результатах тех гуманитарных наук, предметом которых являются мышление и язык человека (психологии, диалектики, логики, теории определений, семиотики — теории знаковых систем, лингвистики и терминоведения).Однако сами гуманитарии справиться с ошибками в естественнонаучных и технических текстах не могут, так как в большинстве случаев тексты сформулированы синтаксически правильно и для обнаружения дефектов необходим предметный анализ. Следовательно, проблема может быть решена лишь путем синтеза естественных, технических и гуманитарных наук, то есть требуется «органичная гуманитаризация» образования. К сожалению, подобно тому, как большинство жителей планеты не осознают наличия экологической проблемы, большая часть преподавателей не видят проблемы понимания. Это следует хотя бы из того, что о знаниях, умениях и навыках педагоги пишут часто (существует даже аббревиатура — ЗУН), а о понимании — редко. Работ же, в которых поднимается вопрос о систематических дефектах учебных текстов, их обнаружении, устранении и предупреждении, почти нет. По-видимому, вокруг этой проблемы тоже должно сформироваться общественное мнение.
Список использованной литературы
:
Журнал "Экология и жизнь". Статья К.К. Гомоюнова, профессора кафедры информационных и управляющих систем Санкт-Петербургского государственного технического университета.
|