Развитие речи и экологическое воспитание

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Развитие речи и экологическое воспитание


Программное содержание:

обучающая задача:

познакомить с новым обитателем уголка природы: познакомить детей с разновидностями черепах, учить выделять характерные особенности внешнего вида, способов поведения (передвижение, питание) черепахи, сравнивать сухопутную и морскую черепаху по внешнему виду и способам поведения; познакомить с правилами ухода в условиях «живого уголка». Познакомить с историей обнаружения черепахи человеком на основе чтения рассказа Сергея Юнатова «Кто дольше всех живет». Закреплять умение отвечать на вопросы, анализируя прочитанное произведение.

воспитательная задача:

поддерживать устойчивый познавательный интерес к живым объектам, побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

речевая задача:

обогатить словарь ребенка понятиями: «сухопутная черепаха», «морская черепаха», «красноухая черепаха», «земноводное животное»; активизировать словарь словами: матросы, океан.

Методические приемы:

показ живого объекта, чтение художественного произведения, вопросы к детям, рассказ педагога, составление описательного рассказа «Красноухая черепаха».

Предшествующая работа:

на предыдущих занятиях дети знакомились с сухопутной черепахой.

Подготовка к занятию:

написание конспекта, подготовка материала к занятию, изучение литературы природоведческого характера, чтение и анализ рассказа Сергея Юнатова «Кто дольше всех живет».

Материал и оборудование:

морская и сухопутная черепаха, террариум, корм, книга.

Ход занятия:

I

часть– чтение рассказа Сергея Юнатова «Кто дольше всех живет», разбор произведения по вопросам.

После чтения произведения, педагог задает вопросы. Напоминает о том, что отвечать можно только после поднятия руки. На каждый вопрос требовать ответа от нескольких детей.

Вопросы к детям:

1. О каком новом животном мы узнали из этого рассказа? (черепахе)

2. Где живут черепахи? (на островах Тихого океана)

3. Кто впервые обнаружил черепах? (матросы с корабля)

4. Какие звуки издавали черепахи? (шипят, урчат)

5. Какого размера были черепахи? Как за этого их назвали? (большие, «слоновые»)

6. Кто больше всех живет на свете? (черепахи)

7. Как долго черепахи могут находиться без пищи? (много, 6 лет)

8. Как вы думаете, много ли «слоновых» черепах на земле? (мало). Правильно. Поэтому, черепахи занесены в Красную книгу и люди должны их охранять и беречь.

II

часть– рассматривание красноухой черепахи. Адаптированный рассказ для детей.

Черепахи относятся к классу земноводных, т. к. живут и на суше и в воде. Существуют два вида черепах: морские и сухопутные. Сегодня мы познакомимся с разновидностью морской черепахи – красноухой черепахой. Посмотрите на нее (рассматривание детей). Почему она называется морской? (большую часть времени находится под водой. Под водой охотится, под водой спит ночью, забившись в травяные заросли. Здесь она и зимует, лежа на дне в глубоком сне пол года и больше, в природе проживает в морях и океанах).

Давайте рассмотрим внешний вид черепахи.

В жизни черепахи бывают разных размеров. Самые крупные черепахи морские в длину превышают 3 метра. Какого размера наша черепаха? (маленькая). Из чего состоит черепаха? (туловище, покрытое панцирем, голова, короткие и сильные лапы, приспособленные для гребли и плавания, хвост). Что расположено на голове у черепахи? (глаза, рот – рот похож на птичий клюв, зубов нет). Что расположено на лапах? (когти).

Черепаха питается самой разнообразной пищей, причем некоторые из них хищники. В жизни черепахи кажутся очень медлительными, они похожи на камни. Их маленькие глазки замечают любое движение. Добыча ее не велика: головастики, пиявки и прочая водяная мелочь, которую под водой можно целиком проглатывать. Потому что жевать она не умеет. А если добыча велика, она, сжав ее беззубыми сильными челюстями, рвет когтистыми лапами. Хотя под водой черепашья неповоротливость исчезает, все равно этого мало чтобы поймать даже малька – замухрышку. Черепаха идет на хитрость: растопырив четыре лапы, она неподвижно висит у дна, только глаза следят за стайкой мальков, как только рыбка подплывает к самой морде, черепаха молниеносно хлопает челюстями. Давайте посмотрим, что любит наша черепаха? (предлагаем разный корм, дети делают вывод, что морская черепаха в отличие от сухопутной отдает предпочтение мясу – она хищница).

Перейти на страницу: 1 2