Очевидно, что в поисках возможностей восстановления утраченной духовности, а в том, что дело сейчас обстоит именно так не пишет и не говорит лишь тот, кто не умеет этого делать, следует прежде всего определить что именно утрачено и почему это произошло, а уже на этом основании, с учетом реалий сегодняшнего дня, искать пути восстановления или формирования духовных оснований общества. В этом поиске утраченного правомерно вернуться к известному и вроде никем не оспариваемому положению о двуединой - физической и духовной сущности человека, отличающей его от всех остальных живых существ. Уильям С.Хетчер, профессор математики кафедры естественных и инженерных наук Лавальского университета в Квебеке, Канаде указывает, что в характере человека есть три основные аспекта: его генетическое начало чисто физического свойства; его душа, отличающаяся чисто духовными свойствами; и, наконец, образование (и воспитание), сочетающее в себе физическое и духовное начала [Хетчер, 1994, с.7]. Мысль Хетчера о том, что именно образование и воспитание обуславливает характер взаимосвязей между физическими и духовными свойствами человека представляется чрезвычайно плодотворной и резко повышает рейтинг и ответственность образования за будущее человеческих цивилизаций.
До революции духовность граждан России базировалась на высоких традициях российской культуры, дворянской и творческой интеллигенции и на религиозных основаниях, определявших многие стороны жизни россиян, в соответствии с тем, какой из мировых религий они следовали. Религиозные противостояния, как правило не выходили за рамки семейных отношений и лишь на южных российских окраинах иногда происходили кровопролития на религиозой почве. Духовно-нравственные критерии малочисленных народов, населявших пространства Сибири и российского Севера основывались на традиционных национальных культурах, сформировавшихся в экстремальных условиями их жизнеобитания и порой необыкновенным образом сочетались с христианскими традициями. Проводниками культуры в городах и селах являлись сельские учителя, врачи, преподаватели гимназий и реальных училищ, служители культа, представители творческой интеллигенции. В сибирской глубинке и на Дальнем Востоке определенную роль в поддержании национальных традиций выполняли шаманы.
Революция пришла с лозунгом "Религия - опиум для народа" и с этим лозунгом были разрушены и осквернены многие храмы, убиты и сосланы в лагеря служители культа и активно верующие люди, а остальные были вынуждены или отречься от веры, или глубоко затаиться в ней, ибо верующий человек не мог претендовать на место учителя, научного работника, руководителя коллектива. Новая власть не ограничилась изничтожением веры и ее носителей. Под лозунгом чужеродности буржуазной культуры и необходимости ее замены на новую, пролетарскую, изничтожалось культурное наследие народов, населявших территорию России. Подавлялась не только русская, но под флагом борьбы с национализмом и национальные культуры Российских окраин. Передовые представители культуры и гуманитарных направлений науки изгонялись за пределы России, а затем и СССР. А в их пределах, начиная с 20-х годов, началось планомерное уничтожение передовых представителей интеллигенции, зажиточного, а значит работящего крестьянина, руководителей производства и рядовых тружеников, допустивших какие-то нелицеприятные высказывания в адрес начальства, а то и просто потому, что кто-то кому-то не понравился или наоборот, слишком понравился. Попрание элементарных прав человека, беззаконие, если человек оказывался в тенетах органов внутренних дел, выдвижение в число руководителей людей необразованных, профессионально неподготовленных, лишь на основании рабоче-крестьянского происхождения, преданности делу партии, неподсудность людей с партийным билетом - вот характерные приметы того времени. И как следствие - бесконечные "чистки" в Вузах, научных учреждениях, творческих союзах, результатом которых становились увольнения студентов и сотрудников, не отличавшихся чистотой биографических данных или научных представлений, деятелей культуры, литературы, изобразительного искусства, кино и театра - далеко не полная картина обстановки на многие десятилетия поразившей огромную территорию советского государства. Она разрушала остатки духовности, а то и просто нормальных отношений между людьми.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|