Одним из следствий развития гипертрофированных материальных потребностей и их удовлетворения является дополнительная нагрузка на природные ресурсы поскольку любое производство начинается с эксплуатации тех или иных видов природного сырья. В резолюции Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся летом 1992 г. по этому поводу говорится о необходимости уделять особое внимание спросу на природные ресурсы, обусловленному нерациональным потреблением и эффективному использованию этих ресурсов, чтобы тем самым свести к минимуму их истощение и загрязнение природной среды. Отмечается, что хотя в отдельных странах существует весьма высокий уровень потребления, основные потребности значительной части человечества остаются неудовлетворенными или удовлетворяются неполно. Чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения приводит к запредельно высокой нагрузке на окружающую среду.
Погоня за материальными благами, если она становится ведущим стимулом жизнедеятельности, отвлекает человека от духовных интересов, в определенной мере подрывает его интеллектуальные возможности. Рассуждения по этому поводу можно обнаружить во многих религиозных источниках. Мы неоднократно будем обращаться к этим основаниям человеческой мудрости, не потому, что преследуется цель приобщиться к религии, но потому, что в священных книгах сосредоточены, сконцентрированы, наработанные веками, духовно-нравственные основания жизни и общения людей.
Вот ответ Иисуса юноше, вопросившем его что надо сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною [Матфей 19.21]. И далее продолжил эту мысль "И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". [Матфей, 19.24]. Если приблизить слова пророка к нашему миропониманию очевиден такой их смысл: если хочешь быть совершенным - не ставь перед собой цели обогащения.
Значительно более современным языком и уже без каких либо аллегорий писал об этом пророк молодой религии бахаи Баха-Улла: "Любая вещь, доведенная до чрезмерности, становится источником зла .". Это положение может быть дополнительно иллюстрировано высказываниями его сына и последователя Абдул-Баха: "Помните слова, с которыми я обращаюсь к вам здесь в Париже. Я предостерегаю Вас: не позволяйте материальным благам этого мира закабалить ваши сердца. Я призываю вас не почивать самодовольно на ложе равнодушия, но подняться и сбросить оковы".
Смена сложившейся парадигмы потребления, отход от ставшего уже обычным "чем дороже, тем престижнее" или "чем больше, тем лучше" к принципам разумной необходимости, обеспечивающей возможность достойной жизни современного человека - вот далеко не легкий путь, который надо будет пройти для того, чтобы приостановить, а в дальнейшем - снизить беспрецедентное расходование природных ресурсов, энергоемкость производства, продукции и благоустройства.
Резолюция ООН, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечает тесную взаимосвязь нищеты и ухудшения состояния окружающей среды и подчеркивает необходимость в мерах, которые должны быть приняты на международном уровне в целях охраны и улучшения состояния окружающей среды, в полной мере учитывать существующие диспропорции в мировых структурах потребления и производства. Эти идеи также приведены в одном из принципов Бахаи, отражающим распределение средств к существованию. В частности, Абдул-Баха пишет: "Регулирование условий жизни должно привести к полному исчезновению бедности, необходимо, чтобы каждый, насколько это возможно, имел удобства и благосостояние, согласно своему рангу и положению". Понимая, что "Равенство - Химера! Достигнуть его невозможно", поскольку способности людей весьма различны, он подчеркивает, что " .ограничение богатства столь же важно, как и ограничение бедности. Насправедливы обе крайности, поэтому наиболее желательно умеренное благосостояние". Он адресует эту позицию членам правительств, вырабатывающим соответствующие законодательства, однако вопрос о самоограничении жизненных благ каким то разумным минимумом стоит перед каждым жителем Земли, думающем о ее будущем.
|