Экология человека: общие положения и определения

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экология человека: общие положения и определения


Гипертрофированные желания, не отвечающие реальному вложению в общественно-полезный труд личных усилий, отсутствие возможности удовлетворения этих желаний, порождают душевный дискомфорт, могут явиться фактором, стимулирующим антиобщественные поступки, преступления против общественной или частной собственности, деградацию личности, пристрастие к алкоголю или наркотикам. Из потребностей человека, возможностей их удовлетворения, рождаются чувства и эмоции. А осмысление складывающейся ситуации, на основании которого мы производим выбор своих, направленных к достижению цели, действий по реализации потребностей принято называть мотивацией

Чувство 1) по В.Далю – "состояние того, кто чувствует что- либо. Чувство боли, радости, любопытства". Можно добавить - чувство голода, боли, утомления, холода, озноба, болезненности. 2) Переживание, осознание человеком своего отношения к тому, что он делает и познает, к результатам своей деятельности, к другим людям, к самому себе, к возможности или невозможности удовлетворения своих потребностей. Правомерно подразделить их на парные, взаимопротивоположные категории, такие как: любовь - ненависть; радость - горечь: симпатия - антипатия (отвращение): привязанность - равнодушие; голод - сытость.

Чувство, как устоявшееся отношение человека к окружающему миру становится чертой личности. Важной характеристикой человеческой индивидуальности, служит, например, чувство юмора. Так ак. В.А. Ребиндер полагал, что науку делают люди веселые. Нытики и пессимисты, как правило, неудачники, ибо они не способны к творчеству. По мнению эколога К.Лоренца, юмор есть одна из форм социально приемлемой агрессивности, а смех представляет собой разновидность агрессивного поведения. Вместо того, чтобы атаковать противника мы высмеиваем его, разряжая свою агрессивность столь мягким способом. Люди, обладающие чувством юмора, как правило, высоко интеллектуальны, способны трезво оценивать происходящие события, адекватно на них реагировать.

Потребность самоутверждения в определенных ситуациях сделает смех злорадным. Потребность придти на помощь, разрядить напряженную обстановку обернется доброй шуткой. Потребность в восстановлении справедливости наполнит смех разящим сарказмом.

Эмоции, в отличии от чувства - более простое, сиюминутное и непосредственное переживание, вызванное какими-то действиями, чьими-то словами, какой-то, как правило неожиданной информацией. Как и чувства, эмоции могут быть положительными или отрицательными, но они всегда вызывают резкую актвационную реакцию организма, вследствие чего на короткое время эмоции могут возобладать над чувствами, "над разумом", толкнуть на необдуманный поступок, не адекватный действительной ситуации. Так нередко бывает в дискуссиях, коллективных "выяснениях отношений", выступлениях перед многочисленными слушателями, в других случаях, когда самоконтроль затруднен или потерян. В частности, на эмоциональной основе формируется так называемый "синдром толпы", который характерен тем, что индивидуальные реакции подавляются общим настроением массы людей, нередко действующих вопреки собственным установкам.

Эмоциональные реакции человека в значительной мере определяются не только характером поступившей к нему информации, но также его личностными установками их восприятия. В частности - уровнем интеллекта. Очевидно, что чем выше этот уровень умственного развития, тем легче и быстрее во времени человек сможет осмыслить случившееся, понять причину несоответствия каких то ожидаемых им событий реально наступившим, проконтролировать в полной мере адекватность своих действий. Интенсивность проявления эмоций связана с уровнем активации организма, а их направленность определяется ситуацией в целом и ее восприятием субъектом эмоциоционального воздействия.

Систематическое эмоциональное напряжение, связанное с недостаточной информацией или постоянными отрицательными эмоциями могут усилить активационные реакции организма до состояния стресса, что, в свою очередь, может вызвать нарушения в физиологическом и (или) психическом отношении. Одновременно эмоциональные напряжения стимулируют физиологическую и психическую активность организма, однако сила возбуждающих факторов и их индивидуальное восприятие не должна превысить какого то рационального уровня. Особо следует остановиться на мотивациях агрессивного поведения, как следствия эмоционального возбуждения и неадекватных реакций со стороны субъекта эмоционального воздействия. В качестве причины агрессивного поведения могут выступать факторы биологические, социальные и информационные.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9