Место информационной среды в экосистеме «человек – социум»

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Место информационной среды в экосистеме «человек – социум»


За последнее десятилетие к теме информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые, ими дано несколько его определений. А. Ракитов пишет, что в новой парадигме важнейшими продуктами социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний в этой бинарной формуле возрастает [10]. По мнению А. Ракитова, основным критерием информационного общества служат количество и качество имеющейся в обращении информации, ее эффективная передача и переработка, доступность информации для каждого благодаря относительной ее дешевизне [11].

И. Курносов считает, что в информационном обществе преобладают удаленные коммуникации, дистанционная работа и досуг; формируются новые отношения между людьми в процессе производства и общественной деятельности; значительная часть ВВП производится в информационном секторе; представляются новые коммуникационные возможности для взаимодействия и выражения политической воли общества и социальных групп; возрастает роль стран с мощным информационным потенциалом [12].

Для Г. Смолян и Д. Черешкина информационное общество – это общество, которое, помимо всего прочего, формирует единое мировое информационное пространство и углубляет процессы информационной и экономической интеграции стран и народов [13].

И. Мелюхин считает, что сейчас идет процесс формирования глобального информационного общества, прежде всего, за счет локальных изменений в каждой отдельно взятой стране. Во-первых, информация используется как экономический ресурс; во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения. В-третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли, а движение к информационному обществу – общая тенденция для развитых и развивающихся стран [14].

Человек, живущий в информационном обществе, имеет право называться не иначе, как информационным человеком. М. Абрамов исследует перерождение классического Homo Faber в Homo Informaticus. Этот процесс напрямую связан с широким распространением компьютерной техники и появлением в связи с этим нового способа работы, работы на дому, в виртуальном офисе. «Такой работник, – пишет он, – буквально “растворен” в информационной среде и целиком от нее зависит, тогда как роль социальной, привычной всем нам, среды здесь вторична. По сути, – и это, наверное, главная мысль М. Абрамова, – это означает смену среды обитания современного человека!» [15]. Последствия превращения «человека умелого» и «общественного» в «человека информационного» и «аутичного» трудно предсказуемы, поскольку процесс этот идет постепенно и незаметно для нашего сознания. Можно предположить, что он станет фактором минимизации непосредственных социальных связей, отдаления членов социума друг от друга, а в последней фазе – краха самого общества.

Другой разновидностью «человека информационного» является «человек кликающий» (определение В. Тарасенко). Он исходит из того, что человек – существо прежде всего ручное, т.е. действующее главным образом руками. «Человек начинается с пальцев и рук. Палец умнее, чем мозг. Палец быстрее осваивает предлагаемое ему новое действо, а разум плетется за пальцем, создавая возможные концепции и схемы объяснения», – констатирует автор. Манипулируя переключателем каналов, зритель из обрывков и фрагментов собирает сам себе персональное развлечение [16].

Нетрудно усмотреть параллели между человеком, занятым «зэппингом», и человеком, через клавиатуру погруженным в среду Интернет. И тот и другой кликают (сlick /англ./ – в компьютерной терминологии – нажать и отпустить клавишу, щелкнуть мышью), что позволяет выделить «человека кликающего», как жителя особого мира, в особый вид людей. «Зэппинг» создает изотропное пространство – хронотоп равновероятных перескоков – блужданий между страницами. Нажатиями, перескоками современный человек формирует свои точки встреч с информацией, и все эти встречи равновероятны. «Человек кликающий» гуляет перескоками по миру и строит перескоками мир. Этот процесс может разворачиваться до бесконечности. В процессе интеракций меняется и предполагаемая цель интеракции-кликания и предполагаемая причина, жесткое причинно-следственное описание в данном случае некорректно. Своим взаимодействием «человек кликающий» меняет мир, изменившийся мир в свою очередь меняет его, и эти изменения опять провоцируют изменения мира [17].

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9