Закономерен вопрос – с кем в случае «человека кликающего», занятого «зэппингом», мы имеем дело – с шизофреником, полностью иррациональным существом, находящимся вне какой-либо культуры, или с новой культурой, с новым типом человека, создающего и транслирующего новые культурные практики? Вероятно, истина как всегда лежит где-то посередине, поскольку культура, «деланная пальцем», может быть создана лишь девиантами, энергии которых хватает только на то, чтобы едва-едва шевелить конечностями.
Еще одна модель человека информационного представлена в работе Ю. Васильчука [18]: в современном мире в тесных взаимосвязях функционируют, как минимум, четыре типа людей. Первый – экономический человек, который обретает, как божественное признание, мощный подъем духа, самоуважения и веры в свои силы, когда его деловой, экономический успех дает занятость и благосостояние окружающим, когда плоды его труда служат нации и людям, вне зависимости от того, понимают ли это они сами. Второй тип – социологический человек, который обретает подлинное «Я» лишь тогда, когда несет любовь ближним и получает обратно этот дар Христа, получает признание людей, «санкцию» общества. Третий тип – отчужденный человек, у которого, как правило, ни деньги, ни любовь не образуют специфической, наиболее характерной сферы контакта с божественным, главной сферы его личного преображения и возвышения над сиюминутным, будничным. Поколение за поколением люди этого склада гибнут не «за металл» или любовь, а за нечто высокое, божественное. Четвертый тип Ю. Васильчук называет человеком альтернативным. Он живет своим индивидуальным призванием, а находит себя, погружаясь в интеллектуальный мир виртуальной реальности. Автор не склонен давать этическую оценку ни одному из представленных типов людей. Отметим лишь, что именно альтернативный человек по смыслу очень близок теме нашего исследования и что он из того же разряда, что и «человек кликающий».
Оригинальное определение современного человека как «постчеловека» находим у В. Самохваловой. Ее идея базируется на том факте, что XX век, наряду с тем, что он «век атома», «век освоения космоса», «век компьютеризации», является еще и веком глобального и всеохватывающего феномена «пост»: постиндустриального общества, постструктурализма, постмодернизма, постклассической, а затем и постнеклассической науки, пострационального познания, пострелигиозного сознания, постхристианской культуры, посттехнократического планирования, постэкономического управления. Гегемония частицы «пост» означает, что в наш век практически невозможно выделить что-то принципиально новое, но только пост-прежнее. За видимым усложнением культуры стоит лишь повторение, перепевание одного и того же. Размытость ценностей, амбивалентность оценок, текучесть смыслов, невнятность позиций и предпочтений – все это характеристики состояния сознания и настроений, преобладающих сегодня, во времена постмодерна [19]. Cовременные СМИ внесли заметный «вклад» в дело формирования постмодернистких очертаний культуры. Кроме того, средства массовой информации, вопреки ожидаемой от них перспективы объединения, фактически разобщают людей, заменяя непосредственное общение, уводя от естественных традиционных форм общественной жизни к частной обособленности. Затем СМИ заново объединяют людей, но уже на иной, искусственно выработанной основе.
Эту новую общность С. Московичи удачно назвал «толпой на дому» [20]. Живые разговоры и обсуждения острых проблем заменяются инсценированными телешоу с фиктивными полемиками («Суд идет», «Человек в маске», «Тема» и т.п.), фабрикуя мнимое единство мнений, иллюзию разрешения проблемы [21]. Сегодня человеческая личность переживает период затяжного кризиса. В информатизированном обществе вместо живых людей действуют «социальные агенты», подлинная культура замещается социальными технологиями, человеческие отношения – психотехнологическими манипуляциями. Складываются т.н. модульные отношения, в которых действуют не личности, а функции; поскольку же функции являются типовыми и временными, то партнеры взаимозаменимы.
Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9
|