Для раскрытия
потенциальных возможностей НТП следует определить границы взаимосвязи НТП с
охраной окружающей среды.
На предприятиях
промышленности накопилось и ежегодно накапливается большое количество твердых и
жидких отходов. От переработки нефти количество отходов составляет до 0,64%, в
том числе жидких — 0,48%, твердых — 0,16%. Эти отходы подлежат рациональному
использованию в химической промышленности, в строительстве и других отраслях
народного хозяйства.
Экономика НТП в
природопользовании должна полнее отражаться в показателях общественной трудовой
деятельности, которая участвует в формировании социально-экономической сущности
охраны природы. Программно-целевой подход к анализу экономики
природопользования дает возможность составлять региональные планы рационального
использования, воспроизводства ресурсов и охраны среды в системе общественного
труда в условиях рынка.
НТП,
характеризующий современное развитие экономики, качество окружающей среды и
определяющий степень взаимоотношений общества и природы, ведет к следующим
результатам:
• расширению
объема потребления и увеличению состава используемых природных ресурсов,
увеличению производственных отходов и оттоков тепла, распространению
электромагнитных и звуковых волн в окружающей среде;
• росту уровня
загрязнения различными газами, твердыми частицами и туманообразными
соединениями атмосферного воздуха;
• чрезмерному
загрязнению вредными ингредиентами, содержащимися в промышленных,
сельскохозяйственных, бытовых отходах и стоках естественных водоемов;
• росту площадей,
занятых карьерами открытой разработки рудных ресурсов, отвалами пустой породы и
т.п.;
• сбору нагретых
промышленных вод в специальные источники, а также повышению излучения тепла
промышленных и коммунально-бытовых установок в атмосферу;
• загрязнению
окружающей среды всеми видами транспорта, в том числе морскими;
• использованию
во все возрастающем количестве различных химических удобрений, ядохимикатов в
сельском, лесном и других отраслях хозяйства;
• росту
урбанизации, оттоку населения из сельских местностей в города;
• нарастанию
массовой рекреации, стимулированной растущей урбанизацией.
Отставание в
развитии НТП, нарушение и распад взаимосвязи экологических систем под влиянием
перечисленных основных моментов способны вызвать необратимую инверсию
окружающей среды. Вот почему охрана окружающей природной среды, рациональное
использование и воспроизводство природных ресурсов становятся делом
общенародным, делом людей всей планеты.
В соответствии с
комплексным развитием экономики природопользования выделяются три уровня
управления: краткосрочное — для локального, экстренного предотвращения
загрязнений окружающей среды; среднесрочное — для регионального, комплексного
использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
долгосрочное — для глобальных мероприятий международного масштаба.
В процессе
прогнозирования развития НТП и комплексного решения задач охраны природы
мероприятий природные ресурсы подразделяются на воспроизводимые (растительные и
животные сообщества, плодородие земли, лес), невоспроизводимые (климатические
условия, ресурсы поверхностных вод, земляная кора), запасы (полезные ископаемые
и т.п.). Подобное деление природных ресурсов является условным, так как НТП в
регулировании и использовании невоспроизводимых природных ресурсов ведет
фактически к их частичному воспроизводству. Современный НТП в народном хозяйстве
все более расширяет возможности воспроизводства природных ресурсов и условий.
Прогнозирование и
долгосрочное комплексное планирование НТП и важнейших показателей освоения
использования природных ресурсов и охраны окружающей среды имеет межотраслевой
характер.В первую очередь рассматриваются показатели развития НТП в отраслях
сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности.Оценка
последствий реализации НТП и природоохранных мероприятий невозможна без
системного подхода к решению проблемы и системного анализа
эколого-экономических, технико-экономических, экономико-демографических и
экономико-организационных взаимосвязей.
При комплексном
планировании НТП в природопользовании весьма важно изучение
эколого-экономических, технико-экономических, социально-экономических,
экономико-демографических и экономико-организационных взаимосвязей, что
возможно лишь при интеграции ряда наук. Основные направления в изучении проблем
— это ранжировка групп лидирующих научных дисциплин, связанных проводимыми
сопряженными исследованиями.
Основные
положения НТП в области политики окружающей природной среды можно
охарактеризовать следующими показателями: 1) оценка уровня НТП и состояния
окружающей среды и интенсивности ее загрязнения; 2) разработка рабочего плана
осуществления политики в области рационального использования, воспроизводства
природных ресурсов и охраны окружающей природной среды; 3) определение
финансовых нужд для охраны, преобразования и восстановления окружающей
природной среды и их последующее включение в местные, районные и национальные
бюджеты; 4) правовые основы и стандартные уровни загрязнения окружающей
природной среды, принципы использования природных ресурсов; 5) осуществление
политики в области охраны окружающей среды органами общественной администрации
и общественных организаций; 6) научные основы политики в области охраны
окружающей среды; 7) специальное обучение; 8) пропаганда проблем, связанных с
окружающей средой.
Политика в
области охраны окружающей среды зависит от уровня социально-экономического
развития той или иной страны. Программы охраны окружающей среды должны быть
увязаны с годовыми и многолетними комплексными перспективными задачами развития
НТП и бюджетами на местном, региональном и национальном уровнях.
План социально-экономического
развития, если в нем приняты во внимание комплексное использование ресурсов,
воспроизводство и охрана окружающей природной среды, должен учитывать рост
сельскохозяйственной, промышленной продукции, увеличение количества
произведенной энергии, расширение сети транспорта и сферы обслуживания,
повышение бытового комфорта, условий работы. Превышение предельно допустимых
уровней загрязнения должно отражаться на экономике предприятий, ставших
источниками загрязнения окружающей среды: рациональное и экономное
использование природных ресурсов необходимо стимулировать всевозможными формами
поощрения. Возникает проблема управления экономикой природопользования. И здесь
необходимо использовать следующие принципы: комплексность, с одной стороны,
экологических, а с другой стороны, экономических, социальных, демографических и
организационных взаимосвязей;
• замкнутость
перечисленных взаимосвязей;
• миграция
ингредиентов в окружающей среде;
• преемственность
и последовательность проявлений всей совокупности взаимосвязей
эколого-экономической системы;
• натуральная
оценка и системный анализ последствий антропогенного воздействия на качество
окружающей среды.
Положив в основу
управления НТП охраны окружающей среды указанные принципы, мы можем
разрабатывать алгоритмы оптимального управления и методы допустимого порогового
воздействия на окружающую среду как составную часть эколого-экономической
системы.
Основными
функциями управления развитием НТП охраны природной среды являются
планирование, организация, контроль, регулирование, учет и др. Каждая функция
включает функции более низкого (дифференцированного) ранга. Одним из главных
методов управления развитием НТП охраны природной среды можно принять метод
структуризации функций управления. Он состоит из следующих этапов:
• первый —
разработка модели представления системно-структурных блок-схем связей с
указанием направленности информационных потоков;
• второй —
определение системы важнейших показателей управления НТП охраны природной
среды, их классификация по иерархическим уровням в народнохозяйственном
планировании;
• третий —
определение стратегии управления и ранжировка факторов подоле их вклада в
решаемую проблему;
• четвертый —
нахождение адекватных моделей развития НТП, на основе которых выбираются пути
оптимального управления качеством окружающей среды;
• пятый —
разработка РЭЭС природопользования, составным блоком которых должен быть блок
управления качеством окружающей среды;
• шестой —
разработка системы нормативных показателей управления качеством окружающей
среды.
Целевыми
функциями в решении задачи управления развитием НТП охраны окружающей природной
среды на государственном уровне будут минимум совокупных потерь (ущерба) в
народном хозяйстве и обществе, минимум рентабельности природоохранных
мероприятий, максимум сопряженности отраслевых и региональных плановых
показателей.
|