Пути сближения между наукой и гуманитарной культурой

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экология в системе гуманитарных наук » Пути сближения между наукой и гуманитарной культурой


На мой взгляд, пути сближения между наукой и гуманитарной культурой наиболее полно изложены в учебнике Лозовского В.Н., так как там четко отмечены основные пути и принципы интеграции науки и культуры. Также некоторые мысли можно почерпнуть из статьи «Синергетика и контуры эволюции философии и культуры» Асеева В.А.

Проблема разобщенности культуры и поиски путей понимания между представителями различных направлений и видов культуры (включающих, конечно и направления науки, и философии) актуальна для всего мирового

сообщества. Об этом неоднократно писалось в литературе, говорилось на последних всемирных, международных и российских философских конгрессах и съездах. Преодоление этой разобщенности требуют те кризисы, перед которым стоит как мир в целом, так и отдельные его регионы. Преодолеть эти кризисы в значительной степени мешает расовая, национальная, социальная и мировоззренческая разобщенность человечества. Кто же и какими путями способен помочь преодолеть эту разобщенность, существующую в мире, преодолеть односторонние подходы, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Ответ на этот вопрос надо искать, скорее всего, во всей общей и объединенной культуре, которую Т.Парсонс предложил понимать «как образец действий и выбора целей». В переводе на язык синергетики это означает, что культура в понимании Парсонса является «параметром порядка» в процессе ее эволюционной самоорганизации. Такая грандиозная задача под силу только объединенным силам всей культуры, начиная с технологической и экономической, и кончая вершинами духовной культуры. Эту мысль можно сформулировать так: Объединенная Культура спасет мир!

Уже на самых ранних стадиях познания окружающей реальности человек, наряду с изучением своего ближайшего окружения не прекращал представить мироустройство в глобальных масштабах. Два аспекта этих попыток особенно важны.

Во-первых, даже наиболее архаические и примитивные представления об окружающем мире человек стремился развить до всеохватных, глобальных систем. Во-вторых, ранее эти глобальные представления всегда органически вплетались в ткань единой общечеловеческой культуры. В античные времена единство культуры было связано с отсутствием выраженной дифференциации в формах и процессах познания.

В Античности величайший расцвет, как науки и искусства, так и всей культуры был связан с их тесной интегрированностью в рамках философии. В эпоху Средневековья философия потеряла эту роль и интегрирующим

центром наук и искусств была религия, но их расцвета не наблюдалось. В Новое время не удалось возродить интегрирующую роль философии в науке, культуре и образовании, что было связано с бурными процессами их дифференциации, успешным развитием естественных наук и связанным с этим распространением сциентистского и позитивистского мировоззрений.

Процесс дифференциации науки. Разделения знаний по отраслям—это естественный путь развития человеческой культуры, диктуемый логикой познания, необходимостью глубокой профессионализации в каждой области науки. Однако узкая специализация, дробление знаний, способствуя все более детальному восприятию действительности, в определенном смысле затрудняют синтез целостной научной картины мира. Дело здесь не в недостаточности детальных знаний о конкретных природных или социальных явлениях (эти знания всегда неполны и относительны), а в трудностях единого глобального представления действительности различными науками. Особенно значительным выглядит разрыв между интуитивно-образным, эмоционально окрашенным, синтетичным взглядом на мир, выработанным в рамках гуманитарного знания, и рациональным, аналитическим, формализованным взглядом естествознания. Картина мира предстает как бы в отдельных проекциях, мало связанных между собой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4