Пути сближения между наукой и гуманитарной культурой

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экология в системе гуманитарных наук » Пути сближения между наукой и гуманитарной культурой


Вообще же для современной науки все более характерным становится так называемый проблемный подход, заключающийся в том, что для решения конкретной и важной научно-практической проблемы объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы.

С другой стороны можно привести примеры использования в естествознании приемов, типично «гуманитарных». Например, определенную методологическую роль играет эстетическая оценка естественнонаучных теорий. «Красота» теоретических моделей, по мнению таких известных физиков, как П.Дирак, В.Гейзенберг и других, является своеобразным симптомом адекватности этих моделей реальности.

Существенен и личностный аспект взаимодействия двух культур, проявлением которого становится активное участие видных ученых -естественников в решении крупных общечеловеческих проблем или проблем методологии социальных наук (А.Эйнштейн, В.И.Вернадский, И.Пригожин и др.). Таким образом, наблюдается тенденция к сближению, конвергенции двух культур, объективной основой которой служит единство всего материального мира и необходимость решения междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, а также глобальных проблем человеческой цивилизации.

В учебнике В.А. Канке говорится, что главный идеал современного научного знания – концептуальная полнота, наличие теории, которая позволяет разом объяснить не несколько, а огромное множество единичных явлений. Здесь выделяются следующие концептуальные подходы:

Биогеологический подход – концептуальная основа осмысления биосферы. В этом подходе синтезируются по преимуществу биологические и геологические знания.

Биогеокосмический подход – объединяет биологию, геологию и физическое знание о космосе.

Биогеоноокосмический подход требует синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания, прежде всего этики.

Синергетический подход позволяет осмыслить важнейшие стороны сложных систем.

Человечество, вступив в третье тысячелетие, реализует путь к единой культуре. Разумеется, речь идет не о слиянии естественнонаучного и гуманитарного знаний. То и другое знания сохраняют свою специфику. Важно, однако, понимать, что человечество, раз возникнув, реализует свой потенциал к разностороннему, разнообразному, пронизанному системными связями знанию. Умаление достоинств как естественнонаучного, так и гуманитарного знания ведет к культурному обнищанию человечества. Чем больше концептуальных высот изобретет человечество, тем богаче оно станет.

В статье Асеева В.А. «Синергетика и контуры эволюции философии и культуры» отмечается, что новые возможности в исследовании эволюции философии и культуры открывает объединение идей синергетики с пониманием культуры «как образца действий и выбора целей». Философское же обобщение этих идей открывает в известном смысле возможность реабилитировать универсальность аристотелевского применения целевых и формальных причин к научному описанию бытия. Иными словами, современная наука, философия и культура, раскрывая механизмы направленных целеподобных и целесообразных процессов на всех уровнях организации материи, позволяет понять Человека не только как ключ к объяснению обезьяны, но и природы, общества и всей Вселенной. Таким образом, проблема выбора целей и путей их оптимальной реализации является, фигурально говоря, тем мостом, строительство которого соединит математику, синергетику, другие направления современной науки и теорию эволюции философии и культуры.

Развитие идей Аристотеля можно найти не только в синергетике, но и в идее дополнительности науки и религии, предложенной М.Планком. Эта идея основывается на сочетании дифференциальных и интегральных методов описания и обобщения их в вариационных принципах. Опираясь на интегральный вариационный принцип наименьшего действия, ученый в 1937 году приходит к выводу о том, что религия и естествознание не исключают, а дополняют и обуславливают друг друга. Это происходит, по мнению М.Планка, потому что данный принцип вводит в понятие физического детерминизма совершенно новую идею: к действующей причине, действие которой простирается из настоящего в будущее, добавляется конечная (целевая) причина, которая, наоборот, делает будущее предпосылкой нынешних процессов. После выхода этой интересной работы интегральные экстремальные принципы получили применение и обобщение в кибернетике, синергетике и во многих разделах теоретического естествознания, в экономике и других социальных науках.

Перейти на страницу: 1 2 3 4