На современном этапе эволюции о все возрастающей степени начинает проявляться неплодотворность существующего разделения культур. Сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов-естественников и гуманитариев. Но совместная работа и даже просто взаимопонимание представлений гуманитарной и естественнонаучной культур часто оказываются невозможными - слишком различны типы мышления, выработанные методы и традиции.
Своего рода модель интеграции наук дает естествознание. В 20 веке интеграция различных естественных наук стала объективно-необходимой для дальнейшего успешного развития каждой из них. И следствием осознания этой необходимости на базе основополагающих идей отдельных наук о рироде стало формирование целостного трансдисциплинарного научного направления—современного естествознания. Именно в рамках этого научного направления создана и совершенствуется современная, всеохватывающая, теоретически обоснованная естественнонаучная картина мира.
Многие крупные мыслители давно угадывали тенденцию к сближению двух культур, видели дополнительность детального естественнонаучного подхода по отношению к целостности гуманитарного знания и интуитивной мощи искусства. Эта дополнительность хорошо подмечена замечательным русским поэтом В. Брюсовым: « Метод науки—анализ , метод искусства—синтез. Наука путем сравнений, сопоставлений, соотношений—пытается разложить явления мира на их составляющие элементы. Искусство путем аналогий жаждет связать элементы мира в некоторое целое. Наука, следовательно, дает те элементы, из которых творит художник, и искусство начинается там, где наука останавливается». На такой дополнительности базируется все более возрастающее взаимопроникновение различных направлений научного знания, взаимодействие двух культур.
Взаимопроникновение, и, наконец, интеграция (конвергенция) естествознания и гуманитарного знания носят исключительно позитивный характер. Речь идет не о подмене сложившейся методологии. Конвергенция проявляется как взаимодополнение инструментария двух областей знания, проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновение целостного и эволюционного мировидения в естественнонаучную сферу.
Все заметнее матемизация конкретных гуманитарных исследований, использование инструментария естественных наук для получения информации, имеющей ценность в гуманитарном знании. Применение количественных методов сегодня не редкость не только в экономике или прикладной социологии, но и в лингвистике, филологии, искусствоведении.
Характерным становится и использование инструментальных методов и методологических приемов естествознания в некоторых областях истории (физические, химические, биологические, геологические и астрономические методы датирования археологических объектов, исторических событий, идентификация исторических персонажей и др.). Предпринимаются попытки разработать и внедрить в историческую науку подходы, основанные на методах математической статистики и использовании компьютерной техники. Подобные работы вне зависимости от своего конкретного вклада в уточнение исторической хронологии, могут способствовать методологическому развитию социогуманитарного знания. Делаются попытки использования естественнонаучной методики построения теорий для описания социальных явлений. Примером успешного применения естественнонаучной методики в социологии может служить разработанная российским физиком С.П.Капицей феноменологическая теория народонаселения. Другим примером является экономическая по содержанию, но базирующаяся на методах статистической физики, теория корпоративного роста, разработанная недавно международным коллективом специалистов—физиков и экономистов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|