Метод расчета износа при оценке стоимости транспортных средств

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Метод расчета износа при оценке стоимости транспортных средств


Не адекватность существующих методов определения износа транспортных средств (ТС) ясна всем практикующим оценщикам. С этим они сталкиваются при проведении каждой оценки. Как правило, результат затратного подхода существенно (иногда более чем в 1,5 раза) отличается от результата сравнительного подхода. Доходный подход, пока рынок аренды автотранспорта не очень прозрачен и недостаточно развит, обычно не применяется.

Обязательность использования при оценке всех возможных подходов законодательно закреплены в Федеральных стандартах оценки, использование которых является обязательным. В этой ситуации, у оценщика остается единственный выход для нивелирования влияния затратного подхода на итоговый результат, это присвоение минимального веса этому подходу. Обосновать нулевой весовой коэффициент обычно не удается.

Единственная возможность устранить не соответствие между подходами, это разработка адекватного метода расчета износа. В статье [1] высказывалась мысль, что методы расчета износа для целей определения стоимости транспортного средства и для целей оценки ущерба после ДТП должны отличаться. В данной статье будет рассмотрен только метод определения износа для целей оценки стоимости транспортного средства.

Методика расчета износа

При оценке любого объекта затратным подходом определяется, так называемый, совокупный износ. Обычно этот износ разделяют на физический, функциональный и внешний износы. С одной стороны это дань традиции, с другой сознание того, что определение износа по составляющим упрощает процесс расчета и, в ряде случаев, снижает ошибку, так как существует некоторая вероятность того, что погрешности частично скомпенсируют друг друга. И наконец, при оценке транспортных средств, это позволяет использовать имевшиеся ранее наработки по определению физического износа. Наверно именно по этому, все имеющиеся методики идентифицируются как методики расчета физического износа. Методики расчета функционального и внешнего износа, применительно к транспортным средствам, практически не разработаны.

В прошлом, в период отсутствия свободного рынка транспортных средств, методики определения физического износа разрабатывались на основе «технократического» подхода, поскольку целью их разработки были: определение межремонтных сроков и сроков списания транспортных средств. Известно, что износ механической детали представляет собой линейную зависимость от возраста, с коррекцией на условия эксплуатации. По аналогии и методики для расчета износа транспортного средства в целом, отражающие технический подход к проблеме износа, основаны на использовании линейной зависимости от возраста или пробега, или возраста и пробега в комплексе.

Однако, при оценке стоимости ТС, нас в первую очередь интересует, как рынок оценивает наличие износа у транспортного средства, то есть стоимостное выражение величины износа. Величина такого износа может быть определена с использованием рыночных данных по известной зависимости [2, 3 и др.]:

;

Отсюда:

где:

- потеря стоимости (обесценивание) ТС в процессе эксплуатации.

С0 - стоимость транспортного средства в новом состоянии;

СБУ - стоимость транспортного средства с износом (бывшего в эксплуатации);

И – износ транспортного средства (в долях целого).

Исследование рынка продаж ТС Московского региона, проведенное в середине 90-х годов на основе приведенной выше зависимости, позволило увязать влияние возраста и пробега с величиной износа и получить зависимость, которая нашла отражение в Методике [4], где износ идентифицируется как физический.

Однако, по-видимому, определенный износ не только физический.

Когда анализу подвергается изменение величины стоимости ТС одной и той же модели, то в основном изменение стоимости происходит под действием физического износа (так как его воспринимает рынок). Вместе с тем рынок транспортных средств достаточно быстро реагирует на внешние изменения, например, законодательного характера (внешний износ). Так рынок достаточно адекватно отреагировал на законодательное решение об увеличении таможенных пошлин на автомобили старше 7 лет. Цены на эти автомобили выросли, несмотря на то, что их ввоз практически прекратился.

Перейти на страницу: 1 2 3