Что касается функционального износа, то обычно различают две составляющих: абсолютную величину – моральный износ и относительную величину, связанную с выбором объекта-аналога. Специфика авторынка такова, что выпуск новой, более совершенной модели ТС происходит по более высокой цене, поэтому снижение цены старой модели практически не происходит. По-видимому, моральный износ, если и существует, то не очень велик. Однако, рыночные цены его также учитывают.
Таким образом, зависимость [4], основанная на рыночных данных, по существу отражает совокупный износ. В тоже время, при практической оценке стоимости ТС, оценщика интересует, преимущественно, только совокупный износ. Следовательно, зависимость, полученная на основе исследования рынка продаж ТС должна, в общем случае, давать адекватную величину совокупного износа и удовлетворять потребности оценщика.
В дальнейшем, при проведении конкретной оценки может возникнуть необходимость дополнительного учета только относительной величины функционального износа, в случае если объект-аналог и объект оценки не совпадают по модели.
Но, рынок не стоит на месте, меняется экономическая ситуация в стране, изменяются тенденции и предпочтения участников рынка. Поэтому с течением времени темпы изменения стоимости эксплуатируемых ТС изменяются, а следовательно устаревают полученные ранее зависимости. Кроме того, региональные рынки обычно имеют свои особенности. Следовательно, возникает необходимость периодического обновления методик расчета износа.
Вместе с тем, представляется не целесообразным через какие-то периоды времени рассчитывать новые регрессионные зависимости для определения величины износа. Поэтому, в статье [1] было предложено: сохранив базовую структуру формулы [4], ввести в нее корректирующие коэффициенты. Наиболее корректный вариант внесения поправочных коэффициентов в известную зависимость рассмотрен ниже:
где:
И – совокупный износ транспортного средства (в долях целого).
КР - региональный корректирующий коэффициент;
КТ - корректирующий коэффициент, обеспечивающий временную сопоставимость;
КВ - коэффициент, учитывающий влияние фактора возраста на износ ТС (базовый);
В – возраст ТС, лет;
КП - коэффициент, учитывающий влияние пробега на износ ТС (базовый);
П – пробег ТС, тыс. км.
Расчет величины корректировки на временную сопоставимость осуществлялся с использованием обобщенных данных по стоимости ТС для Московского региона, приведенных в [5]. Выборочная проверка используемых данных по стоимости ТС разных моделей и разных годов выпуска, подтвердила хорошее согласование этого источника информации с рыночными данными.
Расчеты, проведенные с использованием рассматриваемых данных, показали, что при наличии большой выборки можно получить величины корректирующих коэффициентов, обеспечивающих приемлемую точность зависимости для определения средней величины износа (коэффициент вариации 5% .8%). Однако детальный анализ показал, что выборка весьма неоднородна и использование единой зависимости для расчета износа ТС разных производителей приводит к существенным ошибкам (ошибки определения величины износа достигают 50%).
В качестве выхода, обеспечивающего устранение отмеченного недостатка, предлагается назначение индивидуальных корректирующих коэффициентов для моделей каждого производителя, а в качестве базовых зависимостей использовать, привычные оценщикам, зависимости [4].
Результаты расчета приведены в табл. 1 и на рис. 1.
Таблица 1 Тип ТС | Кт | Тип ТС | Кт | Тип ТС | Кт |
Легковые автомобили европейского производства (Кв=0,05; Кп=0,0025) | 1,50 |
Легковые автомобили производства Японии
(Кв=0,045; Кп=0,002) | 1,45 |
Легковые автомобили американского производства (Кв=0,055; Кп=0,003) | 1,10 | АUDI | 2,00 | AKURA | 2,75 | CADILLAC | 1,00 | ALFA ROMEO | 1,20 | HONDA | 1,40 | CHEVROLET/(GMC) | 0,60 | B M W | 1,30 | INFINITI | 1,00 | CHRYSLER | 1,40 | CITROEN | 1,30 | LEXUS | 1,90 | DODGE | 2,00 | FIAT | 1,60 | MAZDA | 1,55 | FORD (Focus) | 0,85 | HUMMER | 2,00 | MITSUBISHI | 1,30 | FORD | 1,15 | JAGUAR | 1,45 | NISSAN | 1,60 | JEEP | 1,40 | LAMBORGHINI | 1,40 | SUBARU | 1,55 |
| | LANCIA | 0,80 | SUZUKI | 1,45 |
| | LAND ROVER | 1,35 | TOYOTA | 1,40 |
| | MASERATI | 1,20 |
Легковые автомобили азиатского производства (Кв=0,065; Кп=0,0032) | 0,75 |
Легковые автомобили отечественные
(Кв+0,07; Кп=0,0035 | 1,10 | MERCEDES | 1,75 | DAEWOO | 0,80 | ВАЗ | 1,05 | PEUGEOT | 1,20 | HYUNDAI | 0,90 | НИВА | 1,30 | PORSCHE | 1,90 | K I A | 0,75 | ГАЗ | 1,50 | ROVER | 0,90 |
| | УАЗ | 0,90 | RENAULT | 1,70 |
Автобусы отечественные
(Кв=0,16; Кп=0,001) | 1,15 |
Грузовые бортовые автомобили отечественные
(Кв=0,1; Кп=0,003) | 0,90 | SAAB | 1,90 |
| | НЕ ПОЛНОПРИВОДНЫЕ | 0,90 | SEAT | 1,40 |
| | ПОЛНОПРИВОДНЫЕ | 0,85 | VOLKSWAGEN | 1,20 |
| |
| | VOLVO | 1,65 |
| |
| |
Перейти на страницу: 1 2 3
|