Учебная книга по экологии

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Учебная книга по экологии


Поиск интегрированных форм экологического образования средствами искусства оригинально представлен в дидактической разработке "Проблемы экологии - языком искусств" В.Р. Степанова и Л.В. Кузнецовой (Чебоксары, 1993).

7. Самостоятельный блок учебной литературы экологической направленности составляют учебные пособия для профильных школ, классов с углубленным изучением, гимназий и лицеев. Эти учебные книги разнообразны как по жанру, так и по содержанию: от учебного пособия до хрестоматии. Отметим компьютерный курс "Основы экологии и природопользования" В.Ф. Шолоховича, А.Г. Гейна, С.В. Котова и других авторов (М., Просвещение, 1995), "Человек в биосфере" - учебное пособие В.С. Голубева и Н.С. Шаповаловой, "Экология, природопользование и охрана окружающей среды" - пособие для старших школьников Т.А. Деминой.

Активизируют свои позиции географы. Первыми среди географических изданий назову книгу академика РАО В.П. Максаковского "Глобальные проблемы человечества". Это третья часть учебного пособия "Географическая картина мира. 230 каналов углубления" по курсу "Экономическая и социальная география мира" (Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1996), во многом призванная заполнить образовавшуюся в учебной литературе "нишу" по глобальным проблемам. Очень своевременно появление "Природопользования" - книги для 10-11 классов Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, В.В. Николиной и других (М., Просвещение, 1994). Приходится только сожалеть, что в ней отсутствует океан - очень кризисная, динамическая и очень ранимая экосистема. Назовем также книги "География и окружающая среда" Ю.Ф. Флоринской (М.), "Орлов и сын" (1994). Привлекает внимание хрестоматия по географии "Пространства России" под общей редакцией Д.Н. Замятина (М., МИРОС, 1994), а также "Книга для дополнительного чтения" по программе "Экологическое развитие", "Человек и окружающая среда" Л.П. Анастасовой, Т.В. Кучер, И.В. Николаева (М., "Валент", 1995).

Несомненно, своя учебная книга нужна для внеклассной работы, для учреждений дополнительного образования (см. "Формы экологического образования в школе": учебно-методическое пособие под редакцией В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной - Архангельск, 1994; "Юному натуралисту" Т.А. Бабакова, А.П. Момотова - "Карелия", 1995).

8. Еще предстоит обосновать, технологически и организационно обеспечить место валеологии в системе экологического образования. Процесс подготовки учебных книг по валеологии набирает силу. Ориентиром для определения валеологией своей "экологической ниши" является учебное пособие для учащихся 9 класса "Здоровье и окружающая среда" Б.Т. Величковского, И.Т. Суравегиной, Т.Т. Цыпленковой, изданное в сопровождении "Методических рекомендаций учителю" И.Т. Суравегина (М., 1993).

Кстати, учебная, методическая книга для учителя сейчас очень нужна, при отсутствии в регионах учебников и пособий она поможет учителю и педагогу выполнить новую социально-экологическую функцию. Примером создания такого рода литературы могут служить книги - "Экология с 6 по 11 класс" А.Е. Айларова, Г.К. Беляева, Х.Х. Макоева и других авторов, изданные в Республике Северная Осетия (Владикавказ, 1994), "Город и окружающая среда" С.В.Алексеева и других авторов (СПб., 1996), "Экология Курганской области" Т.П. Южаковой (Екатеринбург, 1995), "Экологическое образование учащихся в обучении географии" Т.В. Кучер (М., Просвещение, 1990), "Полевой практикум по экологии" М.А. Кузнецовой и других авторов (М., "Наука", 1994).

9. Особое место в череде учебной литературы занимают переводные зарубежные издания. Они известны и хорошо приняты российскими педагогами и исследователями в качестве справочной литературы (Т. Миллер "Жизнь в окружающей среде", III т.; Б. Небел "Наука об окружающей среде" , II т; П. Ревелль, Ч. Ревелль "Среда нашего обитания", IV т.). Ознакомление с ними позволяет приобщиться к энвайронментальной традиции в экологическом движении США (environment - среда, окружающая среда - англ.), американским образцам учебной книги. В эпоху становления глобального мышления изучение опыта коллег на других континентах совершенно необходимо. Крайне важно изучать и опыт Европы в области экологического образования.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8