На полках моей библиотеки около 50 отечественных учебников и учебных пособий разных лет по охране окружающей среды и экологии, более 10 переводных зарубежных учебных книг. Если взглянуть, как менялась структура учебной книги начиная с 70-х годов, то прослеживается движение от конкретики к обобщениям: от решения задач охраны природы и окружающей среды к экологии, а в экологии - от экологии растений и животных к общей экологии, и далее - в направлении изучения роли антропогенных факторов среды (к закономерностям развития социоприродных экосистем). Характерно, что учебные пособия и учебники по основным направлениям экологии появились раньше, чем монографии или крупные теоретические обобщения в этой области.
Анализ процесса создания учебной книги экологической направленности приводит к выводу, что именно учебная книга выполняет сегодня интегрирующую роль в единении естественных и гуманитарных наук, укрепляет систему научного экологического знания. Именно благодаря традиции создания учебной книги экологической направленности в высшей школе удалось оперативно и довольно успешно адаптировать накопленный опыт и в общеобразовательной школе.
Вместе с тем анализ литературы позволяет сделать вывод, что в общем списке научных публикаций основной обьем несомненно принадлежит биоэкологии. Остальным областям научного экологического знания еще предстоит очень много поработать по определению обьекта и предмета, методов и, конечно, законов, теоретических оснований науки. Критериями "зрелой науки" они пока не вполне соответствуют.
Да и консолидация естественного и гуманитарного "крыльев" экологии происходит медленно в силу давних традиций разобщенности. Интегративные процессы в науке заторможены. Возникает вопрос: чему учить, как проектировать содержание экологического образования? Обычный алгоритм "отбора" содержания: "наука - учебный предмет". В случае с экологией этот алгоритм явно не подходит: во-первых, цель экологического образования - не преподавание основ науки, а формирование экологического сознания, культуры. Во-вторых, "законов явно не хватает". Может быть, поэтому во всех без исключения современных школьных учебниках для старшего звена (а порой и для среднего) приводятся четыре закона Б. Коммонера, которые, по сути, законами экологии не являются, а лишь могут служить примером свободной, литературной, афористичной обработки более общих законов развития природы. Их применение оправдано лишь как методический прием (своеобразная иллюстративная формула, реконструкция).
Конечно, процесс насыщения современного содержания образования знаниями экологической направленности, включая и курсы по экологии, - суть экстенсиональный процесс дополнения, коррекции существующего образования. Предстоит сделать следующий шаг: осмыслить, оценить и реализовать в педагогическом процессе идеи новой цивилизационной парадигмы. Понять, врали буквари или нет, что человек - царь природы, и какое место в ней ему подобает занять.
Осмысливая свое место в мире, человек задает и новую меру миру - создает новое мировоззрение, стремится познать универсальные законы бытия. Для того чтобы внести свой вклад в формирование нового мировоззрения, образованию предстоит произвести пересмотр содержания всего образования, сформированного для прежних целей антропоцентрического мировоззрения на основе алгоритма "наука - учебный предмет". Коррекцию содержания образования, ее экологизацию предстоит произвести на основе нового алгоритма "культура - учебный предмет". Тогда образование будет обогащено ценностями целостной культуры, а не только ее фрагмента - науки.
Реализация нового алгоритма отбора содержания образования совсем не проста. Придется проникнуть в сущность сложнейшего механизма - как из природы возникает культура? Рассчитано, что информационная емкость техносферы, окультуренной искусственной среды, на 18-20 порядков (!) беднее биосферы. Как сделать культурное пространство по информационной емкости адекватным биосфере? А научиться этому придется, поскольку человек - элемент биосферы и вряд ли сможет сохраниться в столь примитивной и агрессивной техносреде. Ее агрессивность хорошо видна из фактов, опубликованных известным экологом А.В. Яблоковым: аварии на нефте- и газопроводах происходят в России ежедневно, на железных дорогах - еженедельно, а крупные техногенные катастрофы - ежемесячно. Из этой статистики вытекает другая закономерность - мальчик, родившийся в России сегодня, проживет (по расчетам демографов) 56 лет.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|