Нас куда больше привлекает диалог равноправных партнеров, уважение к иному мнению, конструктивное обьединение авторов и исследователей, а не их разделение. Поэтому мы хотели бы предложить для обсуждения несколько проблем, сложных и противоречивых, решение которых не лежит на поверхности, требует обьединения усилий теоретиков и практиков, философов и педагогов.
Подробности автоматизация страховых компаний у нас на сайте. УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ
Еще Сенека отметил, что если у капитана нет цели - нет у парусов попутного ветра. Как бы высоко мы ни ценили роль учебника, он лишь средство, одно из средств осуществления экологического образования. И от того, как мы расставим знаки препинания в подзаголовке, зависит, будет ли точно обозначена его цель.
Социально-экологический заказ образовательным системам, учителю - формировать экологическую культуру общества, взращивать экологически воспитанную личность, обеспечить экологическую коррекцию мировоззрения народа. Психологами давно отмечено (Рубинштейн), что личность -это результат побудительных и исполнительных компонентов педагогического воздействия в их единстве. Грамотный в отношении физики и техники подросток, бросающий умело сконструированное взрывное устройство в реку для добычи рыбы, абсолютно глух и даже опасен в нравственно-экологическом отношении. Да и все мы, создатели техногенной цивилизации, разрушающей природу, немногим в этом отношении от него отличаемся.
Экологическое образование содействует развитию новой образовательной парадигмы, утверждающей принцип гуманизма, - признание приоритета природных факторов человеческого бытия перед социальными, опережающего образования перед простой фиксацией прошлого опыта, диалога перед монологом, сотрудничества и взаимодействия перед эгоцентричным самоутверждением, субъект-субъектных отношений перед авторитарной педагогикой. Причем мы вслед за В.А. Сухомлинским считаем, что воспитание заключается прежде всего в том, чтобы вырабатывать, оттачивать у человека способность быть воспитанным. Вряд ли эта способность "быть воспитанным" возникает при усвоении понятий "консумент второго порядка", "детрит" или "гетеротрофность", вряд ли при этом формируется и чувственное восприятие природы. Только учить нельзя, надо еще и воспитавать!
Два минувших года оказались щедрыми на печатную продукцию по экологической проблематике. Но если популярная, публицистическая и занимательная литература по экологии и охране природы выпускалась и ранее, то школьный учебник по экологии появился впервые.
Какой он, школьный учебник по экологии? Как принят учениками и педагогами? Как оценивается экологами-профессионалами? Каково его место в системе средств экологического образования? Да и просто - пришел ли он в школу, востребован ли учителем, директором, управляющими образовательными структурами?
Пытаясь найти ответы на эти и другие вопросы, ТЭКО Центр совместно с экспертным советом провел "круглый стол": "Экология: проблемы школьного учебника". Затем учебная книга по экологии стала предметом анализа и обсуждения на Проблемном Совете по экологическому образованию Российской академии образования (РАО). Кроме того, ТЭКО Центр при подготовке государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды РФ" собрал информацию из 80 регионов страны об опыте экологического образования. Эти обсуждения и постоянные контакты с педагогами-экологами обобщены в представленных здесь размышлениях.
ЭКОЛОГИЯ: НАУКА И КУЛЬТУРА
В литературе накоплено огромное количество определений экологии. Мы провели специальный анализ эволюции понятия (более 100 определений от Э. Геккеля до Н.Н. Моисеева). Пытаясь создать интегрированное определение, сохранив все существенные компоненты дефиниций-предшественников, предлагаем следующее: "Экология - наука (система знаний) о воспроизводстве жизни и гео-, био-, социальных факторах этого воспроизводства". Убеждены, что это определение корректно и отражает сущность современного этапа становления экологии как науки о жизни в различных средах.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|