Психологические аспекты адаптации детей к школе

Экология человека » ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальные аспекты адаптации детей » Психологические аспекты адаптации детей к школе


Словарный фонд подростка растет за счет усвоения им главным образом терминов из учебных предметов.

В связи с обучением алгебре, геометрии и усвоением общих понятий из других учебных предметов развивается отвлеченное мышление. Но мышление подростка в значительной мере еще конкретно. Однако у него уже наблюдаются поиски объяснения причин тех или других явлений за пределами непосредственно сейчас наблюдаемых фактов.

Алюминиевые окна в Калуге - окна алюминиевые Калуга sk.studio.

Он отличается также категоричностью суждений, повышенной эмоциональностью, нередко грубостью, увлекается тем или другим писателем, героем, той или другой отраслью знания, тем или другим видом искусства, спорта и т. д., при этом предмет своего увлечения он оценивает очень высоко.

Подростку доставляет большое удовольствие энергичное и успешное действие. Но он часто не учитывает своих реальных возможностей, делает нередко поспешные умозаключения без достаточных оснований и впадает в досадные противоречия с самим собой и окружающими.

К тому же в этот период начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости.

Все это происходит на фоне социальной беспомощности и бесправия, полной зависимости от родителей. Так как серьезные сдвиги в физическом и личностном развитии идут в неизменяющейся обстановке в семье и школе, претензии подростка на взрослость чреваты конфликтами с родителями и школой. Сохранение родителями прежних отношений к подростку либо приводит к подчинению подростка и формированию у него пассивной позиции в жизни и социальной неприспособленности, либо вызывает у него негативные реакции, противодействия требованиям родителей и школы, уход в свою компанию. При этом у подростков наблюдается сильная тяга к взрослой жизни, стремление подражать взрослым, что особенно проявляется в желаниях овладеть умениями взрослых (водить автомашину, мотоцикл, ходить на охоту, рыбалку, следить за своим внешним видом, пользоваться косметикой, курить и пр.).

В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются, отсюда попытки голодания или ограничений в еде с целью похудеть или, наоборот, переедание в надежде поправиться, усиленные занятия физическими упражнениями для приобретения силы ит.п.

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими (обычно подростки считают, что взрослые относятся к ним плохо или хуже, чем они заслуживают). Действительно, значительные отклонения от «нормы» (слишком худые, полные, высокие, низкие, слабые и пр.) могут стать предметом насмешки со стороны других детей и поводом для ущемленного самолюбия, чувства неполноценности, зависти к другим или стремлению быть первым в каких-то делах (учебе, спорте, искусстве и т. д.).

Подростки чаще начинают опираться на мнения своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.

Старший школьный возраст.

В старшем школьном возрасте (от 14–15 до 17–18 лет) в жизни учащихся 8, 9, 10 и 11 классов средней школы – в этом периоде ранней юности, в возрасте перспективных планов, мечтаний и дум о будущем самостоятельном пути в жизни – происходят весьма серьезные события.

Эти вехи в развитии юношей и девушек-старшеклассников определяют их общую моральную направленность, под влиянием которой успешно совершенствуются все психические процессы и свойства личности молодого человека.

Восприятие старшеклассников становится еще более глубоким, целенаправленным. Развивается систематическая наблюдательность, подчиненная их учебно-научным, общественным, производственно-трудовым интересам.

Произвольное внимание развивается сильнее, делается еще более устойчивым и избирательным.

Учащийся широко пользуется книгами, записями, планами, тезисами, конспектами, схемами. Изыскиваются более рациональные приемы заучивания и правильного воспроизведения по памяти.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6