для решения вопросов охраны окружающей среды. Так, например, с помощью компенсации предприятию расходов на применение щадящей природу технологии можно стимулировать борьбу за снижение ущерба, наносимого окружающей среде.
В условиях нового мирового порядка с природными ресурсами необходимо поступать следующим образом: для развитых и развивающихся стран, у которых ВВП на душу населения превышает среднемировой уровень, устанавливается налог на потребление первичных природных ресурсов ( кроме нетрадиционных) и на выбросы ( сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также другие виды антропогенных воздействий.
Налог дифференцируется в зависимости:
от уровня ВВП на душу населения ( чем выше уровень, тем больше налог);
от значимости природных ресурсов в устойчивости биосферы;
от опасности загрязняющих веществ для здоровья населения и окружающей природной среды.
Для того чтобы развиваться, богатые страны используют экологическую нишу бедных стран, народы которых прозябают в нищете и ведут борьбу за выживание. А за это бедные страны должны брать своеобразную «арендную плату» в виде предлагаемых выше налогов, часть которых через создаваемый Международный фонд ноосферного развития (МФНР), пойдет на оказание им финансовой помощи.
При новом мировом порядке в особую группу должны быть выделены планетарные природные ресурсы. Они должны быть разделены на 2 группы:
- природные ресурсы, не попадающие под юрисдикцию государств (ресурсы Мирового океана, космическое пространство и т. д.);
- ресурсы отдельных государств, которые без ущерба для удовлетворения в них внутренней потребности могут использоваться на благо мирового сообщества. Они будут выставляться на международный конкурс на право пользоваться ими на концессионной основе.
Сейчас вполне отчетливо просматривается несколько общепланетарных тенденций, которые будут усиливаться в ближайшие годы. Главная из них состоит в том, что производство сельхозпродукции на экспорт оказывается в руках ограниченного количества развитых стран, которые и определяют мировые цены и направления экспорта. Они делят мировой доход, диктуя мировые цены. Если рост цен на мировом рынке неизбежен, то неизбежно и целенаправленное давление рынка, то есть диктат небольшого числа стран «золотого миллиарда».
Рассмотрим положение России на общем фоне. Пока реальность такова, что на рынок поступает импортная продукция, цена которой ниже себестоимости отечественной. Это касается прежде всего продукции животноводства.
Согласно международным стандартам и нормам ФАО ООН продовольственная безопасность страны считается необеспеченной, если производство жизненно важных продуктов питания составляет менее 75-80% потребности населения в основных продуктах в соответствии с физиологическим нормами. Доля, например, импортного сахара составляет 74,18%, что ставит Россию в абсолютную зависимость от стран-экспортеров сахара.
Что касается внешних инвестиций, то политика Международного валютного фонда и Мирового банка реализует стратегию, ориентированную на расширение возможностей рынка западных товаров. И их политика совершенно ясна – окончательно разрушить возможности российского производителя и поставить страну в полную зависимость от мирового рынка.
Другой общепланетарной тенденцией является потепление климата, связанное с парниковым эффектом. По разным оценкам, в ближайшие 20-25 лет средняя температура атмосферы Земли увеличится на 0,6-0,8 градуса. Если для ряда стран последствия потепления могут оказаться катастрофическими, то для России последствия парникового эффекта в целом будут положительными.
Существует понятие «эффективная территория страны» - это та площадь, которая лежит южнее изотермы - 2º С и ниже 2000 метров над уровнем моря. Самая большая «эффективная территория» у Бразилии (8,5 млн. км2 ); на втором месте США (8,3 млн. км2
|