В Кыргызстане в настоящее время преобладает односторонний отток людей и ресурсов из горных местностей в равнины, что, кроме всего прочего, также усугубляет и выдвигает в центр интересов данного сектора проблему того, что возможности для туризма и отдыха в горных областях не используется полностью, и деятельность в этой сфере не проводится постоянно и с учётом экологических факторов.
Это касается неиспользованного в полной мере такого потенциала туризма, как великолепные пейзажи, богатое природное разнообразие, неповторимый жизненный уклад, характерный для горных районов; культурная самобытность народа и многие другие особенности. Это касается также богатых минеральных ресурсов кыргызских гор, которые могут быть использованы в оздоровительном туризме и восстановительных, рекреационных целях. Возможности кыргызского населения в использовании лекарственных ресурсов гор представляют собой дополнительный потенциал для индустрии отдыха. В настоящее время отсутствует контроль за состоянием и качеством этих лекарственных и оздоровительных ресурсов.
Незначительные инвестиции в реконструкцию со стороны как местных, так и иностранных инвесторов и неудовлетворительный уровень развития инфраструктуры отдыха и туризма, являются признаками неадекватных структурных условий, частично связанные с несовершенством правовой и административной сфер. Процесс получения туристических виз в Кыргызстан и соседние страны сильно усложнён. Процедура получения визы занимает много времени и подвержена частым изменениям. Кроме того, туристы часто сталкиваются с нежелательными проблемами, связанными с пограничным и таможенным контролем. Регистрация в стране также может быть чревата осложнениями.
Другим объяснением нежелания вкладывать средства может быть, обоснованное или нет, неблагоприятное или недостаточно развитое представление о социальной и экономической депрессии, в которой оказались страны Центральной Азии после распада Советского Союза. Это может отпугнуть туристов от выбора этого региона в пользу других горных районов мира. И реакция на это инвесторов вполне логична. Кроме того, неразрешённая проблема безопасности в районах Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана на Памире и в Ферганской долине угрожает тем, что туристы могут отказаться от посещения всего этого региона.
Риски и возможности.
Без сомнения, туризм может помочь многим горным районам Кыргызстана. Но возможности и опасности, которые несёт в себе туризм, надо видеть реалистично для того, чтобы развить концепцию, которая нейтрализует негативные воздействия, насколько это возможно.
Легко убедить всех в выгодности туризма. Поэтому необходимо обратить особое внимание на возможные негативные последствия в самом начале для того, чтобы избежать ошибок.
Экономические потери, связанные с туризмом, следующие из туризма, являются реальной опасностью для горного населения. Опасность начинается с того, что туристические компании, находящиеся в городе, привозят туристов, гидов, провизию, палатки и так далее, без участия местного населения в предоставлении соответствующих услуг и доходах. Также существует риск использования государством дохода от туризма, получаемого посредством налогов, для посторонних расходов, а не реинвестирования их в горные населённые пункты. Без осторожного регулирования процессов миграции доходов между горными местностями и равнинами, произойдёт неизбежный отток этих доходов в равнины, в результате чего горное население останется с истощёнными ресурсами, возросшими ценами и негативными изменениями в культуре и образе жизни.
Это может случиться в течение сравнительно коротких периодов времени, так как туризм является индустрией, подверженной изменениям в моде; индустрией, в которой спрос на различные услуги и виды проживания не только появляется и растёт, но и может со временем меняться или снижаться, зачастую в течение всего нескольких лет. Обычный жизненный цикл туристических услуг начинается с роста, который неизбежно сменяется замедлением развития или застоем, и, в конечном счете, падением, в зависимости от того, в какой степени местные культурные и общественные устои, так же как и окружающая среда, испытывают негативное воздействие.
Даже относительно небольшие группы туристов могут оказывать влияние на местное население, если их побуждения и действия противоречат нормам и целям данного сообщества. Предприниматели стремятся к расширению сферы услуг и улучшению удобств, пытаясь сохранять преимущества перед конкурентами. Сочетание увеличения привлекательности, большей степени доступности и повышающегося имиджа (с общими ожиданиями на рынке) часто ведёт к потерям в культурной оригинальности и в качестве окружающей среды и, в связи с этим, к изменениям в типах туристов. Одним из результатов явилась коммерциализация культуры, вырождающейся до банальных представлений без какого-либо смысла. В целом взаимоотношения хозяев (местных жителей) и гостей (туристов) имеют тенденцию к коммерциализации, что может порождать конфликты среди различных групп клиентов, а также между туристами и местными жителями.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|