Исходя из показанной роли космических и геомагнитных и факторов в жизни человека, становятся очевидны многие трудности его адаптации в высоких широтах, где, интенсивность геомагнитных процессов наиболее велика. Помимо указанных, достаточно хорошо известных эффектов глобальных геомагнитных процессов, в последние годы специалисты биолокации обнаружили на земле две глобальные сети: прямоугольную, сеть Хартмана (2м по меридиану, на 2,5м по широте, шириной полосы 21 см) и диагональную сеть Курри (4х4 м, шириной полосы 50 см). В точках пересечения этих сетей возникают своеобразные вертикальные "столбы" электромагнитной энергии. Примечательно, что направление этих сетей, соответственно СЮ-ЗВ первой, СЗ-ЮВ и СВ-ЮЗ - второй совпадают с преобладающим направлением масштабных тектонических нарушений земной коры и трещиноватости горных пород, сформировавшихся под влиянием тектонических сил Земли. В последующем уфимские специалисты по радиоэлектронике, разработавшие высокочувствительный прибор для измерения электромагнитных частот в килогерцевом диапазоне обнаружили более мелкие сети с величиной сторон ячеек 0,7-0,8 м и отдельные "энергетические пятна", уходящие вверх от поверхности Земли.
Есть основание полагать, что подобные общеземные электромагнитные сети с ячейками разной величины образуются расположением звездных галактик. В частности, астрофизиками были выявлены факты разнонаправленного вращения звездных галактик во Вселенной: по и против часовой стрелке, иначе - право и левовращающиеся галактики. Эти галактики расположены в узлах громадных ячеек, подобно атомам в узлах кристаллических решеток минералов. Возможно, что именно они и формируют вселенскую энергосиловую сеть, которая проявляется на поверхности Земле в виде обозначенных выше вторичных "сетей".
Воздействие социальных факторов. Рассматривая состояние здоровья жителей Якутии Н.А.Агаджанян и П.Г.Петрова (1996) отмечают, в свою очередь, значимость в структуре заболеваний доли хронического алкоголизма с ростом алкогольных психозов. Возможной причиной этому усматривается экстремальный климат и напряженная трудовая деятельность. Однако, как показывает анализ ситуации, складывающейся среди коренного населения на севере Аляски и Канады, проблема алкоголизма и связанного с ним суицида там стоит не менее остро. Но уже не от интенсивного труда, а от отсутствия работы, как таковой, при достаточной обеспеченности населения за счет арендной платы за землю со стороны нефте- и лесодобывающих компаний. Проблема алкоголизма российских, в том числе и якутских северов, как, впрочем, и многих территорий, не относящихся к российскому Северу обусловлена комплексом причин, в первую очередь - социальных. Наверное, их полезно знать, чтобы всегда найти аргументы и противодействия этому разрушительному злу.
Одной из главных причин сложившейся обстановки явилось нарушение традиционного природопользования, переход от кочевого образа жизни к оседлому, отрыв детей, обучающихся в интернатах от родителей, кочующих вместе с оленьими стадами, сокращение пастбищных угодий в результате изъятия земель для горных отводов.
Фактически в северных регионах, по мере их освоения, произошло столкновение технократической и этнократической цивилизации и пока не приходится говорить об какой-то их сбалансированности, равно, как и сбалансированности интересов коренного и пришлого населения. И так, можно перечислить по крайней мере следующие причины, способствующие алкоголизации коренного населения.
Нарушение традиционного образа жизни.
Питейные традиции, доставляемые на север представителями торговых кругов, начиная с купцов и промышленников и кончая всякого рода кооператоров и коммерсантов, оставшиеся от дореволюционного прошлого, но особенно поощряемые в годы активного освоения северных территорий советским государством, отменившим сухой закон времен первой мировой войны и превратившим спиртное в один из основных экономических стимулов развития, а также мигрантами из южных и центральных регионов России и других республик бывшего СССР. Традиции, в рамках которых не принято осуждать пьющих, тем более начинающих свой путь в алкоголизм.
Колоссальная диспропорция в духовной и культурной жизни городов и северных поселков, в которых не осталось даже церкви и веры, как единственного и потому крайне необходимого компонента духовной культуры, в какой то мере сдерживающего начала повальной алкоголизации.
|