реализация гуманистических принципов управления обществом и воздействием на окружающую среду.
Как мы видим информационное общество предполагает всемерную его экологизацию, как необходимое условие дальнейшего устойчивого развития. Однако развитие четвертого периода на фоне глобальных экологических проблем идет неравномерно и с рядом трудностей. Так, в 1972 году состоялось первое Всемирное Совещание по проблемам окружающей природной среды под эгидой ООH в Стокгольме. И прошло оно под лозунгом “Земля только одна”.
Сославшись на отсутствие приглашения на это совещание Германской демократической республики (германское присутствие ограничивалось лишь участием ФРГ), Советский Союз отказался участвовать в этом совещании. А как показала история, нам просто не с чем было ехать в Стокгольм, ибо никаких практических шагов в области охраны природы в ту пору не предпринималось, а если местами что-то и делалось, то в объемах и темпах не приближавших решение проблемы, к тому же находившейся за семью печатями секретности. Hачавшееся экологическое (природоохранительное) сотрудничество государств на многосторонней и двухсторонней основе активизировалось после Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемуся в 1975 году в Хельсинки и приобрело необратимый процесс. Именно в Хельсинки охрана окружающей природной среды была противопоставлена наращиванию вооружений и было провозглашено, что “Государства участники . будут использовать каждую подходящую возможность для сотрудничества по вопросам окружающей среды”.
Однако понимание необходимости и возможности реализации крупных природоохранительных программ по техническим и экономическим условиям развитых капиталистических и социалистических государств оказались несопоставимыми по результатам природоохранной деятельности. Вся совокупность мероприятий по охране природы, практически на всей территории бывшего СССР лишь замедлила, но не предотворотила до сего времени ухудшение состояния природной среды. Достаточно обратиться к национальным докладам, опубликованным Госкомприродой в 1988 и 1989 годах, чтобы в этом убедиться.
В то же время полицейские в Токио сняли противогазы: возросшие требования и нормы очистки выхлопных газов автотранспорта, применение катализаторов доочистки позволили существенно улучшить качество воздуха в японских городах. Теперь подержанные автомобили, не отвечающие жестким требованиям санитарных служб Страны Восходящего Солнца по выбросам загрязнений, за полцены продаются россиянам и заполняют улицы городов дальневосточного региона. В “сточной канаве Европы” - Рейне ловится рыба, реализуется грандиозная по замыслу и объемам экологическая программа очистки Великих Американских озер, охватывающая не только их акваторию, но все бассейны рек, питающих эти озера. Оказалось, что “нормальная” рыночная экономика чувствительно реагирует на ухудшение состояния природной среды: требующиеся большие вложения средств в водоподготовку, очистку воды муниципальными службами, выплату страховых сумм по болезни и снижение производительности труда (и прибылей!) впоследствие массовых заболеваний работников способствовали развитию природоохранных альтернатив, экологизации мышления руководителей промышленных предприятий.
Жесткое природоохранное законодательство, развитое чувство дисциплины и ответственности, имеющиеся технические средства и энергетические возможности реализации природоохранительных программ, ликвидации аварийных экологических ситуаций, привели к зримой победе в части природоохранительных реалий промышленно развитых стран Запада над странами бывшего социалистического лагеря, экономическое благополучие которых зижделось не на результатах высококвалифицированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, а на распродаже природных ресурсов, добыча которых сама по себе вызывает максимальные, часто не компенсируемые нагрузки на природу. Если к этому добавить “неработающие” природоохранные законы, распределительную экономику и потребительское отношение как к природным, так и трудовым ресурсам, и состоянию здоровья людей, экологическую некомпетентность руководителей различного ранга и направления, станет понятным современное почти повсеместное экологическое напряжение, а как следствие, социальная неудовлетворенность сложившейся ситуацией. Hа этом, крайне неблагоприятном для реализации природоохранных программ фоне, Россия вошла в глубочайший экономический кризис, выход из которого опять же предполагает активную реализацию на внешнем рынке ее природных ресурсов. Суметь выйти из кризиса не подорвав окончательно ресурсный потенциал и экологическое благополучие - задача достаточно сложная, если вообще выполнимая. Тем более в условиях, когда России необходимо:
|