Еще более древние разработки кремней известны на левом берегу р.Hил. Судя по результатам радиоуглеродного анализа кусочков угля, шахтеры работали в этих копях при свете факелов 33 тысячи лет тому назад. Первобытный человек, обладая огнем - орудием огромной силы, мог изменить естественное равновесие на обширных пространствах. Известны наблюдения за некоторыми племенами в Австралии и Африке, находящимися на первобытной стадии развития. Они поджигали леса, саванны, чтобы облегчить себе охоту и при этом уничтожали растительность на территории в десятки и сотни квадратных километров.
Особенно пагубны пожары могли быть в районах Крайнего Севера, где восстановление лесного растительного покрова затруднено, и уничтожение лесов приводит либо к остепнению и опустыниванию территории, либо смене лесных ландшафтов тундровыми с развитыми на них вторичными мерзлотными и термокарстовыми процессами, приводящими к полной переработке первичных ландшафтов и гибели населяющих их обитателей.
Для североамериканских индейцев излюбленной дичью был бизон. Они, зная все повадки этого животного умышленно поджигали леса освобождая место травянистым сообществам. Действительно, распространение североамериканских прерий никак нельзя отнести за счет климатических и других природных условий.
Полная зависимость жизни общины или племени от наличия определенных видов природных ресурсов требовала не только эмпирических знаний природы и важнейших природных взаимосвязей, но также подводила к необходимости сохранения надлежащей части этих ресурсов для их естественного воспроизводства. Истощение какого-либо природного ресурса, игравшего важную роль в жизни общины, заставляло принимать меры по его сохранению. Когда ведущей сферой хозяйства была охота и от ее успеха зависела жизнь не только самого охотника, но часто и всего его рода, сокращение численности добываемого зверя заставляло расширять границы охотничьих угодий, а затем объявлять отдельные урочища, например где происходил отел животных, заповедными. Hа охоту в их пределах накладывали запрет.
Обычаи этих очень далеких времен сохранялись и позднее у многих охотничьих племен, проявляясь в существовании священных, закрытых для охоты угодий, в распределении охотничьих участков в охране священных - тотемных животных (медведя, тигра - у тунгусских народностей). Охотничьи обычаи в таком виде дошли местами и до наших времен. Они были не только рациональны, но и высоконравственны.
Охотничья угодья были распределены между группами охотников, которые заботились о продуктивности своих угодий, не допускали чрезмерной добычи, чувствовали ответственность за все живое, находившееся на их территории. Появившуюся во время промысла дичь никогда не было принято бить без остатка. Били преимущественно самцов и старых особей. Убивать без надобности самок осуждалось. Без вынужденных обстоятельств рука охотников не поднималось на самок с детенышами. Если последние были малы, трогать их кормилицу считалось святотатством. Hедопустимым для охоты считалось использовать время гона и тока. Якуты в прошлом не стреляли танцующих журавлей, стерхов и лебедей. Молодняк до подрастания был священ. Запрещалось брать яйца из гнезд. Требовалось обязательно оставлять “материнскую долю”. Во избежание запаха, отпугивающего птицу, запрещалось касаться руками остающихся яиц и гнезда. Уходя на продолжительный отдых или навсегда оставляя местность, каждый охотник обязан был убрать все самоловные снасти, обезопасить ловчие ямы, загонные изгороди, скатные ловушки. Промышлять разрешалось только то количество дичи, которое использовалось. Строго запрещалось убивать любую живность без надобности, разрушать гнезда, нарушать покой дичи с малыми детенышами.
Охота и кочевой образ жизни вырабатывали у людей свою систему ценностей, мировоззрение, основанное на чувстве единения с природой. Жизнь в суровых условиях подразумевала необходимость знаний о природных закономерностях и большого искусства изготовления орудий охоты и предметов одежды и быта. Видимо, уже в те времена, люди имели некоторые представления о законах механики, необходимые для изготовления самострелов, луков и других предметов.
Обширность осваиваемых ими территорий требовала не малого объема и содержания географических и топографических представлений, их отражение запечатлено на древнейших картах-петроглифах. Местность, по которой охотник прошел хоть раз, запечатлевалась в его памяти в виде рисунка речных систем с расстояниями, измеряемыми количеством дневных переходов. Охота также требовала знания повадок, характера и анатомии животных. Существенное значение должно было иметь знание примет погодных условий. Рост численности народов, населяющих Землю, расширения “пирогенных”, возникших после пожаров, степных и полупустынных ландшафтов, пришедших на смену лесам, и сокращения численности диких животных в результате постоянной на них охоты, привели неолитического человека к необходимости освоить скотоводство и земледелие.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|