Однако наряду с подобными подходами всеобщего равенства и единства уже в античной философии возникают идеи об особом положении человека в мире. Согласно Аристотелю “ .растения существуют ради живых существ, животные - ради человека, домашние животные служат человеку, как для потребностей домашнего обихода, так и для пищи и других надобностей, чтобы получать от них одежду и другие необходимые предметы. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что создает все упомянутое ради людей .”
Окончательно господство человека над природой было освящено христианством. И не просто освящено. Вспомним самое начало человечества: создав мужчину и женщину - “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над птицами небесными и всякими животными, пресмыкающимися на земле” (Ветхий завет, 1.28). Господство над природой - вот предназначение человека. Эти основы Ветхого Завета были показаны настоятелем собора в Кронштадте о. Иоаном Кронштадтским в его записях следующим образом. “Для тебя, человек, небо и земля .для тебя рай, для тебя сады вожделенные, для тебя стихии, то есть преимущественно для тебя,- хотя и животные пользуются ими, которые тоже, в свою очередь, сотворены для тебя, для тебя солнце, луна, звезды, для тебя все разнообразие плодов древесных, кустарниковых, колосковых, злаки и прочее, для тебя претворение стихий, как это было при Моисее, для тебя бесчисленное множество чудес в Ветхом и Hовом Завете .” Вспомним, однако, что благословением Господа плодиться и размножаться экологические посылки библии не кончаются. Свидетельство тому - десять казней египетских, которые Бог через Моисея наслал на египтян, вплоть до саранчи и тьмы. В них, по существу, мы видим типичные проявления экоцида против египетского народа и природы этой страны (Исход, гл.7-10).
Аналогичные идеи человеческого превосходства просматриваются и в исламе: “О сыны Исраила! Вспомните милость мою, которую Я оказал вам, и что Я превознес Вас над мирами” (Сура 2.44).
Между тем, все большее противостояние между природой и человеком, все более трагические последствия этого противостояния требовали осмысления и в чем-то - оправдания.
Одним из первых, кто выступил с утверждением, что природные ресурсы не смогут удовлетворить потребности возрастающего народонаселения, что плодородие почв убывает относительно роста потребления, был английский экономист и монах Том Роберт Мальтус (1766-1834), он утверждал, что “безработица и бедственное положение трудящихся - результат “абсолютного избытка людей”- возникающего как следствие действия “естественного закона народонаселения”.
Чтобы иметь хоть какое-то представление о содержании труда Мальтуса, его “Опыта о законе народонаселения”, приведем главную мысль автора: “Очевидно, что какими бы ни были темпы увеличения средств существования, они должны ограничивать рост населения, по крайней мере после того, как продовольствие будет распределено в самых минимальных нормах, достаточных для поддержания жизни. Все новорожденные за исключением тех, которые необходимы для сохранения данного уровня населения, неизбежно должны погибнуть, если только для них не освободится место благодаря смерти взрослых. . поэтому вместо того, чтобы неразумно и тщетно препятствовать этому, мы должны быть последовательными и способствовать действиям природы, вызывающими смерть. Если нас пугают слишком частые повторения голода в его ужасных формах, то мы должны усердно поощрять другие разрушительные силы природы, которые сами вызываем к жизни . Hо прежде всего, нам следует осудить применение особых лекарств для лечения смертельных болезней, а также тех людей, которые думают, что оказывают услугу человечеству”.
Однако Мальтус указывал и другие, значительно более гуманные пути решения проблемы перенаселения. Он полагал возможность регулирования численности семьи и рождаемости поздним вступлением в брак, необходимостью родителям иметь материальные ресурсы обеспечения своего потомства, наконец разумное усреднение материального благосостояния населения.
С идеями Мальтуса корреспондирует представление о дифференциальной ренте Давида Рикардо (1772-1823), согласно которому неизбежен переход ко все более худшим почвам или же к постепенному уменьшению производительности труда в земледелии. Естественное следствие этих представлений - оправдание бедности и нищеты населения, отсутствие достаточных средств к существованию.
|