Таким образом, в деградации и изменении обширнейших районов мира, и главным образом районов Средиземноморья, Юго-Восточной Азии и Нового Света, которое произошло задолго до наступления промышленной цивилизации, повинны скотоводы и земледельцы.
Практический опыт людей и его результаты требовали осмысления, меняли отношение человека к природе и к своему месту в ней. Hа ранних этапах исторического развития формировалось антропоморфное мировосприятие. Человек еще не мог в полной мере осознать свое отличие от остальных обитателей лесов и степей и переносил известные ему отношения родовой общины на природные процессы и явления. Подобные суждения дошли практически до нашего времени - вспомните отношение представителя малочисленного дальневосточного народа гольдов - Дерсу-Узала ко всем животным, которых он почитал за людей и разговаривал с ними, будучи уверен в том, что они его слушают и понимают.
Антропоморфизм в сознании первобытного человека проявляется еще и в идее, что природа и люди имеют общее происхождение. В древнеиндийских сказаниях говорится о том, что лошади и гимны, коровы и напевы, Солнце и жертвенные формулы, небо и Земля и даже боги Индра и Агни произошли от единого начала - бого-человека Пуруши. Он него же произошли и люди разных варн. И поскольку человек - часть живой природы, возможно переселение души человека из одного человеческого тела в другое, а также в любое другое живое существо Земли, растение или животное.
Hа ранних этапах исторического развития первобытный человек не осознавал свое качественное отличие от всех остальных обитателей лесов, степей и тундры. Hебо и Земля, Солнце и Луна, животные и растения представлялись ему одушевленными существами, связанными между собой родственными отношениями. И потому - нет ничего такого, что ставило бы его в особое положение по отношению к остальной природе.
Зависимость человека от природных сил приводит к разделению последних на добрые и злые, вовлечение природы в сферу морального регулирования. В древнеегипетсклой Книге Мертвых , где собраны заклинания грешных душ на суде Бога Осириса есть такие слова: “ .Я не истреблял животных на их пастбищах, я не ловил сонной рыбы, я не сгонял животных с божьих земель”. Сонная рыба - это рыба идущая на нерест, а божьи земли это места, где животные производят свое потомство. Значит не только живые, но и после своей смерти, люди несут ответственность за вред, учиненной природе и ее обитателям.
В процессе развития первобытного сознания происходит постепенный переход от безличного одушевления всей природы к представлениям о душе тех или иных природных объектов, формируются представления о духах Земли, рек, гор, лесов, воды и воздуха. Возник и развился тотемизм - признание группой людей, родовой общиной или племенем их естественным родоначальником какого то зверя или птицы. Обычай этот до сего времени сохранился у индейцев Аляски и Канады, некоторых других народов мира. С почитанием своего тотема связан целый комплекс ритуальных обрядов и обычаев, а сами почитаемые животные или птицы бывают запечатлены в стеллах, памятниках, медальонах и других многообразных произведениях прикладного искусства.
В развитых мифологиях силы природы обожествлялись. Так у древних греков Землю олицетворяла богиня Гея (вспомним - география, геология!), мировой океан - Посейдон, плодородие богиня Деметера, плодоносящие силы Земли, виноградарство и виноделие - Дионис или Вакх. Характерные для ранних этапах взаимодействия общества и природы антропоморфное мировосприятие служит предпосылкой формирования важнейшей экологической идеи современности - идеи единства и связи человека и природы, которые ныне доказываются открытиями естественных наук.
Однако, наряду с образным и художественным осмыслением устройства мира, шел непрерывный процесс накопления эмпирических знаний о конкретных предметах, явлениях и процессах природы. Овладение земледелием и освоение ремесел означало, одновременно переход к развитию классового общества, отделению умственного труда от физического, возможность появления ученых-философов, призванных осмыслить и обобщить накопленный эмпирический опыт. И, тем не менее, еще долгое время мифологические представления давлеют и в размышлениях ученых.
Даже душа человека мыслится родственной всей остальной живой природе и может переселяться после смерти в тела животных и растений. Природа души тождественна природе космоса: у Гераклита она огненна, у Пифагора представляет собой отрывок эфира, у Демокрита состоит из особых атомов. Один то тот же божественный Логос правит всем миром и питает все человеческие законы .
|