Так получилось, что архитектуру мы рассматриваем с разных ракурсов — как искусство, коммерцию или градостроительный план, как историю, стройку, предмет приложения художественно-инженерных концептов, но никак не с позиций психологии зрительного восприятия. Безусловно, архитектура являет собой сложный синтетический творческий продукт, но никто не будет спорить с тем, что понимание архитектуры, взаимодействие с ней достигается в первую очередь посредством ее зрительного восприятия.
Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды называется видеоэкологией.
Видеоэкология является подотраслью экологии — науки о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Видеоэкология связана с такими науками, как экология, биология, физиология, архитектура, офтальмология, психология, а также со строительными технологиями, дизайном, математикой. Это новое научное направление в области экологии появилось благодаря российскому ученому, доктору биологических наук, автору теории автоматии саккад (1987 г. ) Василию Филину.
Он впервые рассмотрел окружающую визуальную среду как экологический фактор, базируясь на фундаментальных процессах зрения, и заставил архитекторов, государственных чиновников и ученых всего мира задуматься — так ли уж полезна для нас инфраструктура городов? Выводы видеоэкологии неутешительны.
Пока человек большую часть своего времени проводил на природе, проблем не возникало. Процессы урбанизации, рационализации и индустриализации отдалили нас от визуального идеала: искусственно созданная среда перестала доставлять эстетическое наслаждение и породила большое количество социальных проблем. Архитектура последних 50 лет отрицательно воздействует на эмоции и психику человека. Взаимоотношения архитектуры и экологии обычно ограничиваются использованием в строительстве экологически чистых материалов и энергосберегающих технологий. Архитектура как экология — это что-то из области фантастики. Но отмахнуться от научного факта мы уже не можем. Тем более что влияние этой самой городской архитектурной среды ощущаем каждый день, когда идем на работу и возвращаемся домой.
Понятие видеоэкологии
Проблема экологии человека приобрела для многих стран социальную и экономическую значимость. В настоящее время она является областью особого внимания ученых, общественности и парламентариев. Однако, когда речь идет об экологических проблемах, обычно говорится о плохом воздухе, загрязненной воде, повышенном шуме и радиации и не упоминается о не менее важном экологическом факторе - постоянной видимой среде и ее состоянии. Более того, нередко считается, что достаточно иметь свежий воздух, чистую воду и тишину, а смотреть можно на что угодно. С учетом такого подхода довольно часто решаются вопросы проектирования городской среды, а также создаются рабочие места и оформляется интерьер производственных и жилых помещений. А между тем постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Это важное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников.
2. Понятие гомогенных и агрессивных полей
При создании искусственной среды обитания человека мы должны учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Но в большинстве случаев это требование нарушается, и создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.
Гомогенное видимое поле представляет собой поверхность, на которой либо отсутствуют видимые элементы, либо их число минимально. Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, глухие заборы и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на кухне.
Агрессивное видимое поле - это поле, на котором рассредоточено большое число одних и тех же элементов. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, навесные вертикальные русты, панели домов, облицованные стеклянной "ириской", стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом, двери, обитые "вагонкой", а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий, шифер и т.п. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру стена дома с навесными рустами за металлической решеткой. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|