Для мозга это огромное напряжение: он перебирает тысячи вариантов и не может ни на чем остановиться. Результат воздействия такого поля на человека – дискомфорт, неприятные ощущения, даже тошнота. Перед храмом Василия Блаженного можно стоять часами и любоваться, архитектура его бесконечно сложна, а значит физического поля достаточно для работы глаза.
Ощущение комфорта достигается охватом пространства и многоярусностью объемов, малыми размерами плоскостей и большими площадями озеленения. Глаз не любит прямые линии, особенно вверху. Плоские крыши вредны для глаз. Любой конструкции необходимо логическое завершение, дому нужен силуэт. Хороший пример – московские высотки.
К XX веку было исчерпано все многообразие стилей и жанров, поэтому для архитектора путь один – быть оригинальным. Еще Михаил Булгаков сказал: "Однообразие – смерть, разнообразие – жизнь". Многие архитекторы приводят такие аргументы: "Мы не на дом смотрим, мы смотрим на то, что вокруг дома". Но глаз ясно видит только маленькой точечкой (фовеа), размер которой 0,4 мм в диаметре, все остальное неясно, приблизительно. Он так устроен, что ему нужны элементы, детали, частности. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля, а также большое число прямых линий, прямых углов, статичных поверхностей большого размера и бедной цветовой гаммы.
Декор зданий - это необходимые функциональные элементы, составляющие основу визуальной среды. Без них невозможна полноценная работа глаз. Так же, как в воздухе должно содержаться достаточное количество кислорода, так и в видимой среде должно быть достаточное число элементов. Изобилие одних и тех же элементов в видимой среде - окон на стене большого дома, кафельных плиток или реек - можно сказать, "вырубает" полностью такой мощный сенсорный канал, каким является зрительный анализатор, так как глаз просто "не знает", какой конкретно элемент он фиксирует. Длительное пребывание человека в такой среде ведет к нарушению автоматии саккад, о которых будет сказано подробнее чуть ниже.
Ничего подобного не бывает в естественной среде. В природе, если глаз смотрит на что-то, то он "знает", на что. Зрительный аппарат в этом случае правильно оценивает окружающую обстановку, а сам человек правильно оценивает действительность и соответственно легко и быстро ориентируется в ней. В процессе зрительного восприятия глаза нередко останавливаются на декоративных элементах, имеющих функциональное значение. В нашей стране соответствующее постановление ЦК КПСС уже в командном порядке запрещало использование декоративных элементов. За это время искусствоведение ни разу не подвергло критике и не сосредоточило внимание на функциональности украшении. Видимо, невозможно было разрешить эту проблематику путем традиционного искусствоведческого анализа. Наши данные из области физиологии зрения дают искусствоведам необходимую систему доказательств о функциональных свойствах архитектурных элементов. Это не излишества, а предусмотренные природой зрительного восприятия функциональные элементы, необходимые для полноценной работы глаза.
Интернациональный стиль архитектуры доведен до своего максимума, а между тем, это не рядовые объекты. В одном здании размещается Государственная Дума РФ и находится оно в самом центре Москвы в ста метрах от Кремля. Ранее в этом здании располагался Госстрой СССР, который строил это здание для себя. Деньги и материалы были в достаточном объеме, могли бы развернуться во всю ширь градостроительного искусства и украсить своим детищем столицу. Но, к сожалению, этого не произошло, визуальной среде Москвы нанесен вред. Беда в том, что этот вред нанесли ведомства, которые были ответственны за формирование благоприятной визуальной среды в городах на всей территории бывшего СССР. В другом здании находится факультет дизайна Университета искусств в Глазго (Шотландия), который также строили для себя и также могли бы проявить себя в области искусств в полном объеме, но и в благоприятной Шотландии этого не произошло. Факультет готовит специалистов по формированию благоприятной визуальной среды для всей страны. Впитав в себя конструктивизм собственного факультета, воспитанники его, по-видимому, будут внедрять то же самое повсеместно. Вопрос только в том, принесет ли радость такой дизайн потребителям.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|