К: Так, по-Вашему, он совсем не космист? Странно получается - любил природу и без Древней Мудрости, ни у кого не учился, не имел посвящений. Но суфии-то считают Франциска своим . Или Вы думаете, что он мог любить каждое отдельное дерево или зверя и не замечать целого леса, не обращать внимания на Космос? Но все живущее, вместе взятое, это не бессмысленное нагромождение, а внутренний строй, лад, порядок - Космос. Любое отдельное существо' приходит и уходит, целые виды жизни, ландшафты, экосистемы появляются и исчезают, а Космос пребывает. Именно на это мы и ориентируемся.
П: Думаю, что он не космист. Или скорее не такой космист. Ведь нет же у Вас монополии на доброе отношение к природе. Вы ищете концы и начала в глубине мироздания, восхищаетесь его красотой и порядком, погружаетесь в необычный опыт, а Франциск двинулся напрямую к первоистокам космического бытия, из которых вышли все существа нашего мира и каждый человек. Каждое живое существо - индивидуально-неповторимый результат высшего творчества, в нем есть душа и есть глубокая внутренняя связь с Создателем. Не только рационалист, но и Вы этого не улавливаете - Космос у Вас какой-то очень уж глобальный и весь как бы и без связи с Творцом, сам по себе. Так же думает и рационалист, и Ваше преимущество перед ним только в том, что у Вас Космос намного богаче и прекраснее, чем у него. Все живые существа были для Франциска братьями и сестрами именно потому, что есть у всех Отец небесный. Франциск жил по Евангелию - оно и было его учителем жизни. Это путь, практика и служение, без особых теорий, без тусовок вокруг духовности. Франциск, если хотите, - христоцентрист, а не космоцентрист: ведь без Христа как Сына и Брата нет ни Отца, ни братьев и сестер. И он любил все, что полюбил Христос, а Христос так полюбил наш мир, что пришел сюда ради его спасения.
К: Ну неужели Космос нужно спасать? Это нас нужно спасать - и Вас, и меня, и всех. Космос велик, прекрасен и могуч. Этим и спасаемся. А Иисус - Учитель, каких поискать, уж мы-то это понимаем не хуже Вас, а может быть и лучше. Мы исправим, как нам нужно, Ваше учение об Иисусе. Не думаю, чтобы Он так высоко ценил личность. По-моему, Вы это от себя добавляете. Хотите спасти гуманизм, немного переиначив, а с ним давно пора расстаться. Его не было в Древней Мудрости. Личность - это что-то слишком уж субъективное, она сверх меры озабочена своей уникальностью, богатством внутреннего мира и творческой самореализацией, она как-то не у себя дома в Космосе, вот как этот рационалист, а мы ищем опору на более надежные реальности. Что-то в личности есть непредсказуемое, негарантируемое. И не записывайте нас в атеисты - дескать, наш Космос без Бога. Мы вовсе не забыли о Брахмане и об Атмане - это же объективная опора. Мы знаем и о божественности человека - и у йогов, и в Упанишадах, и в платонизме есть духовное восхождение, пробуждение божественного сознания, раскрытие самосознания Вселенной в индивидуальной душе. И ни в одной из этих традиций человека не отделяют так резко от Космоса, как это получается у Вас.
|