К: Так значит, Космос еще просто и не состоялся? Он еще где-то впереди? Быть такого не может. А что же мы имеем сейчас - строительный материал для будущего Космоса? По-вашему, мы пребываем в иллюзиях, да еще и лишены надежды. Но мы многое можем уже
сейчас, и это не иллюзии - на это мы делаем основную ставку. Ваши рассуждения примем к сведению, но не будем спешить соглашаться - еще не все испытано из того, что нам доступно.
П: Не все у Вас до конца продумано, но согласен с тем, что человеку многое дано уже сейчас, и в этом залог того, что дано будет еще больше. Есть высший замысел преображения мира. И с его осуществлением связана космическая миссия человека - своим трудом, творчеством и духовным усилием содействовать преображению мира. Мы настаиваем: человек должен быть личностно зрелым, чтобы исполнять свою миссию. Мы солидарны с Новалисом, Шеллингом и С. Булгаковым, которые говорили: "Человек - Мессия природы".
К: Ну а как тогда с "проклятием земли"?
П: Е. Трубецкой писал, что христианство сняло проклятие с земли. Нынешнее состояние мира - переходное: жизнь мира - это "стенание и мучение" твари (Рим. 8:22), ее "родовые муки", но в мире созревает все, что войдет в метаисторию, где раскроется, если говорить по-библейски, "слава" всего существующего, высшая красота и величие Космоса, предзнаменуемые в нынешней красоте мира. В старом рождается новое. От человека многое зависит, от личностно зрелого человека. Мы глубоко убеждены, что именно личность способна войти в глубокие внутренние отношения с Космосом. Я убежден, что Космос невозможно понять без Иисуса Христа. Иисус - космичен в высшем смысле этого слова. И поэтому Франциск полюбил природу, как никто другой. Присутствием Христа пронизан весь мир, Его царственная роль в Космосе после Воскресения несомненна, и всякий, кто от всего сердца полюбит Иисуса, примет с любовью весь мир. Благодаря Иисусу Космос обретает личностное измерение. Тейяр де Шарден это понимал.
К: Космос - это для нас иерархия. Присутствие Иисуса в Космосе для нас проблематично - мы его не чувствуем и нас к нему не зовут голоса иерархий. Но Первоисток всего сущего сверхличен. Вы абсолютизируете личность, космизируете ее, сами преклоняетесь перед ней, упрекая, что мы преклоняемся перед Космосом. Личность - но в меру.
П: Но мера - безмерна, мера - не от Космоса: личность это "образ и подобие Божие". Здесь уместно благоговение, как уместно оно, когда видишь в красоте Космоса явление мудрости Создателя. Когда сам - личность, понимаешь, что и Высшее бытие - тоже Личность. М. Бубер увидел, что в глубинах бытия лежат "Я-Ты" отношения. В них - подлинная свобода и любовь - утверждение бытия Другого. Ваша отчужденность от Иисуса многое закрывает для Вас в Космосе. Можете считать себя безупречными космистами, но Вы делаете себя внутренне чуждыми Космосу, если угашаете в себе духовно-личностное начало. Вы говорите: нужно внутренне измениться, чтобы войти в настоящие отношения с Космосом. Но Вы боитесь глубоких изменений, особенно тех, к которым призвал Иисус. Вы не хотите, чтобы человек внутренне настолько преобразился, чтобы стал личностью. Ваше "Я", пусть оно и более глубокое, чем обычное эго, все еще остается у Вас одиноким "Я", которое, может быть, и расширяет сферу своего сознания до космических масштабов, но не настолько, чтобы вместить в сердце весь Космос. Поэтому Вы и не находите другого пути, кроме как признать один лишь внешний авторитет Космоса над собой. Вы хотите откупиться от Космоса чисто внешним послушанием, без глубинного преображения сердца, Ваш космизм не очень радикален.
|