П: Да, в современной культуре все, кто живет и высокими, и низкими интересами, пренебрегают элементарными заповедями Моисея. Вы напоминаете всем о Декалоге. Правильно. Христиане то же самое делают уже две тысячи лет, и им возражают: сами не на уровне своих речей. А разве все недостойны? Истинность учения нужно отличать от достоинства или недостоинства тех, кто его передает. Но и для Вас Моисей - не единственный из Великих Учителей. Кн. Бытия (а она вся в традиции Моисея) начинается не с заповедей "не убий" и пр., а с признания человека "образом и подобием Божиим". Моисея Вы цитировали избирательно - самые первые заповеди из Декалога обошли молчанием, а именно - о поклонении единому Богу и о том, чтобы не сотворить себе кумира ни из чего космического. Это - настораживающий симптом, признак Вашего пренебрежения духовной истиной. Моисей, сами говорите, практичен, но Кн. Бытия (1:26-28) начинается с того, что человека нельзя уравнять с природой. Вы хотите, чтобы человек преклонился перед тем, что свято, и шел по пути добра, но Моисей отвечает Вам: свят Сущий, Он над Космосом и над человеком, Он же и возвышает человека над Космосом. Не ставьте выше Бога порядок и разум Космоса. Иисус говорил: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26). Это значит, что душа человека ценнее всего мира.
К: Вот и мы говорим, что абсурдно и гибельно - притязать на весь мир, заставлять его служить себе. Нет у нас прав на Космос, Космос сам имеет на нас права. А Вы вычитываете из этих слов, что Космос нужно куда-то отодвинуть. Отсюда все беды, от сверхприродных притязаний христиан: человек, говорят они из века в век, выше природы. Я уважаю Иисуса - для нас это действительно один из Великих Учителей. Но христиане все сделали по-своему, как-то примитивнее, чем Иисус, хотя и любят называть себя его учениками. Прекрасное было зрелище - Иисус среди природы: "И был со зверями" (Мк. 1:13). А вот христианин среди природы меня настораживает, непонятно, чего от него ждать.
Вроде бы и есть у него святыни, а неубедителен - не расстается с антропоцентризмом. Христиане экологически живут как все. И долго это еще будет тянуться? И многие ли захотят разбираться, истинно ли их учение, если они сами не способны его исполнить? Один лишь Франциск Ассизский любил природу по-настоящему, сумел поставить свое "Я" на должное место. "Святой покровитель экологов" - мы с этим согласны.
П: Ну уж далеко не один Франциск. Будьте справедливы. Франциск любил не только природу, но и человека, и Христа, принесшего в мир жертвенную любовь Бога. Франциск не считал природу Великой Матерью и не звал погрузиться в ее лоно. Он любил не Космос вообще, а каждое отдельное живое существо, умел находить с ним внутренний контакт. Губбийский волк был для него Братом Волком, превратившимся из злого в доброго, а птицы - славными и прекрасными сестрами, способными услышать его слово и петь во славу Божию. Он знал совершенную радость и умел передавать ее другим. Живые твари напоминали ему францисканских братьев-миноритов - "меньших братьев", вверивших себя Богу и живущих всегда под Его взором. Каждую тварь он видел как бы только что вышедшей в мир из рук создавшего ее Творца, видел ее в соотнесенности с Ним. Он был куда ближе к Богу, чем мы, поэтому и все живущее было ему внутренне очень близко.
|