Разработка А. А. Плешаковым новых программ и новых учебников природоведения усиленной экологической направленности

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологическое воспитание » Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках природоведения » Разработка А. А. Плешаковым новых программ и новых учебников природоведения усиленной экологической направленности


Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле экологического воспитания школьников.

Это направление по созданию новых программ и новых учебников природоведения отличных от традиционных. А. А. Плешаков разработал новый учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом "Природа и мы". Этот раздел служит связующим звеном между курсами "Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и "Природоведение" (3-4 классы) . В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом целенаправленного рассмотрения.

Тема "Природа и мы" открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: "Природа и мы" (о нем говорилось ранее) , "Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву", "Сохраним удивительный мир растений и животных", "Будем беречь здоровье" и завершающий раздел "Что такое экология". Последний раздел является дополнительным, к нему могут обратиться наиболее любознательные учащиеся. Наличие этого раздела не означает того, что экологические материалы отсутствуют в первых разделах. В разделе "Что такое экология" сделана попытка представить экологию в концентрированном и обобщенном виде, используя при этом определенный минимум элементарной экологической терминологии. В данном учебнике раскрываются следующие идеи: идея многообразия природы (раскрывается на всех уроках, начиная с первого) ; идея экологической целостности природы (реализуется через раскрытие многообразных экологических связей между неживой и живой природой, внутри живой природы) ; идея единства природы и человека (рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на все эти компоненты и рассматриваются вопросы здоровья) .

В курсе 4 класса экологическая направленность остается ведущей. Она связана с задачей формирования бережного, ответственного отношения младших школьников к природе. Ранее названные идеи изучаются и в 4 классе и еще четко прослеживается идея хрупкости, уязвимости нашего природного окружения, его незащищенности перед неразумной варварской эксплуатацией со стороны человека. В 3 классе материал изучается в процессе покомпонентного изучения природы, а в 4 классе материал ложится на "географическую матрицу" по схеме: планета - страна - край - планета. В учебник включены разделы: "Мы - жители Земли"; "Сохраним природу России" (здесь идет знакомство с важнейшими равнинами, горами, изучаются природные зоны в экологическом рассмотрении, раскрывается понятие "природное равновесие") ; "Сбережем природу родного края" и заключает учебник раздел "Планета загадок" (аналогичен разделу "Что такое экология" /3 класс/) .

Следует подчеркнуть, что данные учебники рассчитаны не на "усредненного ученика". Они позволяют осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход, создают условия для развития способностей, склонностей и интересов каждого ученика.

Под руководством Н. Н. Поповой, преподавателя Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского, был апробирован новый учебник природоведения разработанный А. А. Плешаковым. Апробация проводилась в 1989-90 учебном году в г. Пензе в школах NN 2,16,221. Сложность преподавания по этим учебникам заключается в использовании новых, нетрадиционных методов, приемов и форм обучения: творческой дискуссии, моделирование ситуативных заданий, полевых практикумов. Кроме того, отсутствует наглядный материал, к изучаемому курсу, поэтому параллельно с методикой разработки уроков идет создание комплексов наглядных пособий (схемы-опоры, схемы-инструкции, запрещающие знаки, динамические схемы, дидактический материал, направленный на умение классифицировать объекты природы) . В разработке и создании учебных комплексов принимает участие рабочая группа студентов 3-4 курсов факультета начальных классов Пензенского Государственного педагогического института им. В. Г. Белинского. В результате проведенной работы учебник А. А. Плешакова претерпел некоторые изменения. Природоведческий материал в учебнике 3 класса объединяется в три блока: "Неживая природа" (тела, вещества, частицы, температура, воздух и его охрана, вода и ее охрана, почвы и их охрана) ; "Растения и животные" (разнообразие, жизнь и размножение, растениеводство, животноводство, охрана растений и животных) ; "Человек" (человек часть природы, общий обзор организма человека и его гигиена, охрана природы необходимое условие охраны здоровья людей) . Изучение основных разделов предваряется двумя вводными уроками "Что такое природа" и "Природа в опасности". Кроме этого в учебник включены два обобщающих урока, а именно, после изучения первого и второго блоков - урок "В природе все взаимосвязано" в конце курса - "Природа и люди - одно целое". В соответствии с новым содержанием изменена и тематика экскурсий. Всего в программе для 3 класса их три: "Многообразие природы", "Изменения в природе под влиянием человека", "Охрана природы". Так как в учебнике они не описаны, их методика требует тщательной разработки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6