Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дети не достаточно знакомы с экологическими взаимосвязями в природе.
Они не знают, что из чего состоит, какое влияние на природу оказывает добыча полезных ископаемых. Но у младших школьников есть стремление защищать природу, делать для нее то, что они уже знают и умеют. Поэтому в дальнейшей работе необходимо придерживаться следующего: 1. Раскрывать детям экологические связи, взаимосвязи в экосистемах.
2. Учить их поведению в природе, правилам, которые следует выполнять.
3. Воспитывать любовь к природе, умение и желание помочь ей.
Для решения поставленных задач в экспериментальном классе было проведено 5 уроков. Ниже приведены темы уроков и экологические, природоохранительные вопросы, которые на них рассматривались.
I. Тема: "Почва и ее состав".
1. Выявление состава почвы.
2. Раскрытие понятия о круговороте веществ в природе.
3. Охрана почв: а) как влияет на почву добыча полезных ископаемых (открытым способом) ; б) для чего высаживают лесные полосы, проводят снегозадержание; в) что происходит с почвой, если в нее попадают ядохимикаты; г) что происходит с почвой, если ее сильно поливать, или добавлять много удобрений.
Кроме этого, на этом уроке детям были даны сведения о том, за сколько лет образуется 1 см почвы и за сколько лет его можно выветрить и смыть. Ребята не остались равнодушными к этим сведениям. Они задавали вопросы, обсуждали факты. Затем ребятам было предложено выполнить домашнее задание на тему "Круговорот веществ в природе" (наиболее удачные работы представлены в приложении) . На следующем уроке дети рассказывали о круговороте веществ, который нарисовали. В результате, остальные дети повторили материал еще раз. Так же был закреплен и материал об охране почв.
II. Тема: "Растения леса".
1. Для раскрытия экологических связей детям было дано понятие ярусы (этажи) леса. Дети изучали, как вид растения зависит от его роста, и почему растение растет в этом, а не в другом месте.
2. Дети познакомились с основными растениями леса, научились отличать обыкновенную сосну от сосны кедровой.
Узнали много нового и интересного, например, почему еловые леса самые темные.
3. Дети повторили то, как на карте обозначаются лист венные и хвойные леса. Вспомнили, каких лесов в нашей местности, области больше.
4. В интересной форме им были даны правила поведения в лесу. Они ознакомились с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны были найти ошибки в поведении детей, и они быстро справились с этим. По окончании работы с рассказом дети вывели правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей.
После каждого удачно сформулированного правила детям задавался вопрос: "Почему? ". И если они не знали, что ответить учитель сам разъяснял им правила поведения в природе.
5. После этого ученикам было предложено домашнее задание: нарисовать запрещающие знаки. Знаки ребят получились следующего содержания: не разжигать костер в лесу, не шуметь, не бросать стекло.
Надо отметить, что не все дети приняли участие в этой работе. Кто нарисовал знаки, на следующем уроке объясняли другим, почему этого нельзя делать. Таким образом, дети еще раз повторили правила поведения в лесу.
III. Тема: "Животные леса".
1. Дети познакомились с жизнью животных в лесу по фильму "Картины леса". Перед просмотром им был за дан вопрос: "Как можно охранять животных в лесу? " В фильме дети познакомились с тем, как надо охранять белок, лосей и других животных.
|