2. Дети узнали, какие животные водятся в нашей местности по докладам, подготовленным четырьмя учениками.
3. Также были рассмотрены следующие вопросы: а) где живут животные в лесу; б) что делают животные во время зимней бескормицы; в) что помогает животным перенести морозы; г) чем питаются животные, некоторые цепи питания, встречающиеся в лесу.
4. Далее дети знакомились с правилами поведения в природе, слушая рассказ о школьниках, поехавших в лес. Почти все ошибки в поведении школьников были обнаружены ребятами. И были выведены следующие правила: а) не разоряй муравейники; б) не убивай змей, даже ядовитых; в) не лови диких животных и не уноси их домой; г) не разоряй птичьи гнезда; д) не шуми в лесу; е) не оставляй в лесу мусора.
Все правила были объяснены учащимися. Такая увлекательная работа помогает детям лучше усваивать правила поведения в природе.
5. Дома дети составили две цепи питания. Выполнение этого задания они продемонстрировали на следующем уроке. И это еще раз убедило ребят, что все в при роде взаимосвязано.
IV. Тема: "Растения и животные луга".
1. Дети получили представление о луговом сообществе.
2. Познакомились с наиболее типичными представителями этого сообщества. Ответили на вопрос: "Как приспосабливаются луговые животные к жизни на лугу. " 3. Учащимися были рассмотрены следующие вопросы: по чему нельзя рвать цветы, ловить бабочек, разорять гнезда шмелей. Ребята познакомились с понятием опыления растений. Вспомнили, что получается из гусениц, когда они взрослеют. Подумали над вопросом: что будет, если на лугах исчезнут птицы, ящерицы, жабы, и почему не надо вмешиваться в луговое сообщество?
4. Дети получили информацию о лугах-заповедниках.
5. Им было предложено: привести примеры правильного и не правильного поведения на лугу. Задан вопрос: "Как поведение человека может нарушить природное равновесие на лугу? " Также детям была предложена практическая задача: "Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краев луга к цен тру или от центра к краям? Объясни. " 6. Дома детям было предложено нарисовать цепь питания на лугу. В цепях, нарисованных учащимися, встречались ошибки. На следующем уроке они объяснили свои ошибки и рассказывали о цепях питания, встречающихся на лугу.
V. Тема: "Растения и животные поля".
1. Состоялось знакомство младших школьников с природным сообществом "поле", с основными растениями и животными, обитающими в поле.
2. Дети вспомнили, какие растения встречаются на по лях нашей области, каких животных они видели.
3. Были рассмотрены вопросы: для чего люди выращивают данные растения, какие виды работ выполняют люди на полях.
4. Дети познакомились с понятием "пестициды" и с тем, как они влияют на растения и на почву. Рассматривался вопрос о том, как уничтожается плодородие наших почв (при помощи распашки, внесения большого количества удобрений) .
5. Перед младшими школьниками были раскрыты некоторые цепи питания. Заданы вопросы: "Для чего нужны суслики, хомяки, полевки, полевые мыши, и что будет, если они исчезнут". Надо сказать, что данные вопросы вызвали бурное обсуждение у детей. Каждый старался высказать свое мнение. Для того, чтобы дети поняли, что уничтожать этих животных нельзя, пришлось раскрыть цепи питания, связанные с этими животными.
6. Дети познакомились с некоторыми рецептами приготовления пищи из трав, орехов и других растений. Они слушали заинтересованно, задавали вопросы.
Так был закончен второй формирующий эксперимент. Для того, чтобы узнать, как дети усвоили материал прошедших уроков, на каждом уроке им предлагались карточки, а также проводился фронтальный и индивидуальный вопрос. Текущая проверка направляла дальнейшие действия по формированию экологической грамотности школьников. Далее приводятся вопросы текущей проверки и ответы учеников, данные на них.
|